Военный конфликт в Ливии угрожает мировым поставкам нефти

Цены на нее выросли до максимума в этом году
Генерал Халифа Хафтар (на фото – в Москве в 2016 г.) ведет свою Национальную ливийскую армию на Триполи и имеет шанс взять под контроль весь нефтяной сектор страны/ Maxim Shemetov / REUTERS

Обострение боестолкновений в Ливии заставило инвесторов опасаться нового сокращения нефтедобычи в стране. Из-за этого может возникнуть нехватка предложения на мировом рынке, тем более что поставки из Венесуэлы упали в последние месяцы, а США усиливают давление на Иран. В результате цены на нефть в понедельник достигли самого высокого уровня за пять месяцев.

С начала года нефть Brent и так подорожала на 30,7%, а WTI – на 38,9%. Это произошло благодаря соглашению ОПЕК с Россией и рядом других экспортеров нефти о сокращении ее добычи и санкциям США, ограничивающим экспорт из Ирана и Венесуэлы. В понедельник к 19.00 мск цены на Brent выросли еще на 0,7% до $71, а на WTI – на 1,1% до $64,1 за баррель.

Нынешний рост цен связан с наступлением Национальной ливийской армии генерала Халифы Хафтара на столицу страны Триполи. После свержения Муаммара Каддафи в 2011 г. в Ливии сохраняется двоевластие: запад страны контролирует признанное ООН правительство, а восток подчиняется парламенту, его поддерживает Хафтар. В воскресенье его армия объявила о нанесении воздушных ударов по целям в Триполи, а правительство пообещало провести контроперацию. Обострение конфликта заставило США вывести свой небольшой военный контингент из Ливии.

Сейчас боевые действия происходят вдали от основных месторождений и портов, используемых для экспорта нефти. Но в прошлом они уже не раз приводили к перебоям с поставками ливийской нефти. Так, в июне 2018 г. армия Хафтара захватила два терминала для экспорта нефти, из-за чего ее поставки за границу сократились на 800 000 баррелей в день. За несколько недель страна потеряла почти $1 млрд, пока Хафтар не вернул терминалы находящейся в Триполи госкомпании National Oil Corp, отмечает Bloomberg.

В последние месяцы в стране наблюдалось относительное спокойствие. Благодаря этому ее нефтедобыча увеличилась и в марте составляла 1,1 млн баррелей в день, по данным Bloomberg. «В случае новых перебоев с добычей в Ливии есть риск, что дефицит предложения на нефтяном рынке во II квартале увеличится», – считает аналитик Commerzbank Карстен Фритш.

Силы Хафтара уже контролируют добычу более 1 млн баррелей в день благодаря удачной кампании на юге страны, пишет Bloomberg. Если ему удастся захватить экспортный терминал Эз-Завия, куда поступает нефть с крупнейшего ливийского месторождения Эль-Шарара, он будет контролировать фактически весь нефтяной сектор страны. Но пока еще слишком рано судить о том, удастся ли Хафтару взять Триполи под контроль, а боевые действия могут растянуться на недели, утверждает директор Medley Global Advisors Мухаммад Дарвазах: «Пока нефтяная отрасль функционирует в основном нормально, но любые продолжительные сражения могут быстро привести к тому, что добыча нефти снова опустится ниже 1 млн баррелей в день».

Риск сокращения экспорта ливийской нефти мешает планам США, которые хотят полностью прекратить поставки нефти из Ирана и Венесуэлы, отмечает The Wall Street Journal. Из-за этого растет вероятность, что Вашингтон в мае разрешит Китаю, Индии, Турции, Южной Корее и Японии продолжить закупки нефти у Ирана. «Ливия снова представляет риск, – цитирует издание американского чиновника, ответственного за соблюдение санкций против Ирана. – Мы не можем допустить катастрофы на нефтяном рынке».

Вместе с тем, по словам чиновника, квоты на закупки иранской нефти будут для этих стран уменьшены. По оценкам аналитика Hedgeye Risk Management Джозефа Макмонигла, в результате экспорт нефти из Ирана сократится примерно на 200 000 до 800 000 баррелей в день.