«Северсталь» будет продавать большую часть продукции в онлайне

К 2023 году компания планирует увеличить долю продаж через собственный интернет-магазин в России и СНГ до 60%
Через четыре года «Северсталь» планирует увеличить долю продаж через интернет-магазин до 60% в России и СНГ/ Владимир Смирнов / ТАСС

В 2018 г. «Северсталь» Алексея Мордашова вдвое увеличила продажи стальной продукции через онлайн-площадку в России и СНГ – примерно до 2,5 млн т. Это соответствует примерно 30% продаж. К 2023 г. компания планирует еще раз удвоить этот показатель – теперь до 50–60%, рассказал «Ведомостям» начальник управления по электронной коммерции «Северстали» Виктор Романовский.

Интернет-магазин «Северстали» существует уже три года. Инвестиции в создание онлайн-площадки Романовский не раскрывает. «Северсталь» намерена продавать свою продукцию напрямую компаниям малого и среднего бизнеса. Раньше мелкий и средний бизнес работал через менеджеров дистрибуционной сети «Северстали». Но увеличение продаж таким клиентам потребовало бы пропорционального роста штата сотрудников. «Тогда было принято стратегическое решение – часть мелких и средних заказов перевести в онлайн: увеличить клиентскую базу, не увеличивая затраты на их обслуживание», – говорит Романовский.

Но и потребности крупных клиентов в онлайн-сервисах также постоянно растут, добавил менеджер. Им важна прозрачность процессов. А онлайн-торговля как раз и дает возможность отслеживать, что происходит с заказом на всех этапах его выполнения.

Последние четыре года инвестиции в информационные технологии и цифровизацию выросли в 4 раза, добавляет IT-директор «Северстали» Сергей Дунаев. В ближайшие несколько лет затраты на эту сферу будут расти на 20–25% ежегодно.

Сейчас компания направляет примерно 7% капитальных затрат в диджитал-проекты, рассказывал осенью в интервью «Ведомостям» гендиректор «Северстали» Александр Шевелев. В 2019 г. компания планирует направить на капитальные затраты $1,4 млрд. Получается, из них $98 млн пойдет на проекты, связанные с цифровой трансформацией. Если ежегодно эта цифра будет расти хотя бы на 20%, то в 2023 г. инвестиции в «цифру» вырастут до $200 млн.

В сегменте b2b-продаж цифровая торговля имеет даже больше перспектив, чем в потребительском, уверен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Онлайн-торговля обеспечивает необходимую прозрачность, дает положительные эффекты с точки зрения маркетинга и позволяет исключить из цепочки лишние звенья дилерских сетей, рассуждает эксперт. «60% является достижимой целью для «Северстали», тем более что у ее основного владельца есть опыт в онлайн-торговле: ему принадлежит онлайн-гипермаркет «Утконос», он понимает, как работает этот бизнес», – продолжает Бурмистров.

На строительную отрасль приходится 77% потребления стали, по данным Deloitte. Председатель комитета по строительству «Опоры России» Дмитрий Котровский возлагает большие надежды на диджитализацию торговли металлом. «Возможность размещения своего заказа онлайн позволит участникам сделки и контролирующим органам отслеживать цены уже на этапе формирования технического заказа», – уверен он. Развитие онлайн-торговли позволит производителям металлопродукции сократить издержки, например, на содержание торговых домов, что в конечном итоге скажется на стоимости конечной продукции для ее потребителей. Но при этом важно, чтобы интернет-площадка не просто давала возможность разместить коробочный, стандартный заказ, а предлагала конечное решение для потребителя, отмечает Котровский.

Интернет-магазины есть у многих крупнейших сталелитейных компаний – НЛМК Владимира Лисина, ММК Виктора Рашникова, ОМК Анатолия Седых, ТМК Дмитрия Пумпянского. ЧТПЗ Андрея Комарова четыре месяца назад запустил интернет-магазин, сообщил представитель компании. НЛМК запустила онлайн-площадку в 2018 г. За семь месяцев работы магазина на его долю пришлось 8% розничных продаж компании, говорит представитель НЛМК. План на этот год – рост продаж в 3 раза. Развитие онлайн-торговли позволило НЛМК расширить географию продаж, дотянуться до покупателей с небольшим объемом заказа и повысить сервис – клиент получает всю необходимую информацию в момент оформления заказа. «Кроме того, снизилась и стоимость продаж за счет автоматизации сделки, это особенно актуально для небольших заказов, когда привлечение фронт-менеджера обходится дорого», – добавил представитель НЛМК.

В 2018 г. TMK продала в России более 10% трубной продукции через онлайн-площадку, говорит представитель компании. План на этот год – 15%. «ETrade предоставляет возможность потребителям продукции ТМК быстро и удобно оформить заказ на продукцию любого из четырех российских заводов компании, проконтролировать его выполнение, рассчитать доставку и сформировать необходимый пакет документов», – говорит представитель ТМК.

«Онлайн-площадка ОМК работает меньше года, и пока рано подводить итоги», – отметил представитель компании. Платформа рассчитана на малый и средний бизнес, пояснил он.

Но не всем потребителям стали удобны онлайн-площадки металлургов. «Уралвагонзавод» (УВЗ) не покупает сырье или комплектующие на сайтах производителей, говорит его представитель. Закупки проводятся через конкурсы на электронных торговых площадках, определяемых акционером – госкорпорацией «Ростех», что позволяет в короткие сроки получить лучшее предложение. Это гораздо эффективнее, чем сравнивать цены на сайтах того или иного поставщика, резюмирует представитель УВЗ.

Представители ММК и Evraz не ответили на запросы «Ведомостей». Их коллега из «Металлоинвеста» сказал лишь, что весной прошлого года компания опубликовала на сайте электронный каталог продукции.