Белоруссия хотела бы больше получать за транзит российской нефти

Россия увеличивать плату не хочет
После инцидента с загрязнением нефти пропускная способность «Дружбы» в 2019 г. может снизиться до 40 млн т / Виктор Драчев / ТАСС

Белорусская «Гомельтранснефть Дружба» письменно уведомила «Транснефть», что хочет с августа этого года повысить действующий тариф на транспортировку нефти по трубам в Белоруссии на 21,7%, сообщил «Интерфакс». Представитель «Транснефти» письмо подтвердил, но заявил, что компания не считает возможным согласовать предложение о повышении тарифов.

«Гомельтранснефть Дружба» пишет, что из-за попадания в белорусскую магистральную трубопроводную систему некондиционной нефти (с большим содержанием хлорорганических соединений. – «Ведомости») транспортировка сырья была остановлена. До настоящего времени транспортировка в направлении на Адамово осуществляется частично, продолжает белорусская компания (передает «Интерфакс»): она недополучила более 1,5 млрд руб., или $23,7 млн. В этой сумме учтены дополнительные доходы от транспортировки нефти в реверсивном направлении.

Плата за транзит нефти по территории Белоруссии в направлении Польши, Германии и Украины составляет $0,84 за перекачку 1 т на 100 км, говорил председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков в апреле. (Протяженность трубопроводов «Гомельтранснефть Дружбы» – 1900 км.) Таким образом, повышенный по предложению белорусов тариф составил бы $1,02 за перекачку 1 т на 100 км.

После инцидента с загрязнением нефти пропускная способность «Дружбы» в 2019 г. может снизиться до 40 млн т, рассказывал главный инженер «Гомельтранснефть Дружбы» Андрей Вериго. За первое полугодие по «Дружбе» прокачано 17,6 млн т нефти, по данным ЦДУ ТЭК (их приводит «Интерфакс»). За второе полугодие можно будет прокачать до 22,4 млн т (т. е. всего за год – 40 млн т), и изменение тарифа может принести «Гомельтранснефть Дружбе» дополнительно $75 млн. Всего за год компания с новым тарифом сможет заработать на 11% больше, чем с действующим: $713 млн. Для «Транснефти» повышение тарифа приведет к росту затрат на транспортировку до $432,9 млн за август – декабрь.

Это уже третья белорусская попытка в 2019 г. повысить тариф. Первая была в начале апреля, еще до попадания в трубу «Транснефти» хлорорганических соединений: Рыбаков объявил, что правительство Белоруссии хочет повысить тариф на 23,1%, объяснив это обеспечением безопасности в процессе транспортировки нефти. «Транснефть» выступила против повышения платы. Второй раз повысить тариф «Гомельтранснефть Дружба» предложила в конце июня, но «Транснефть» это предложение опять не поддержала.

«Что касается обращения от начала июля – сегодня отсутствуют как итоговые данные о размере дополнительно полученной от ПАО «Транснефть» тарифной выручки по операциям замещения, так и утвержденный график транспортировки нефти на IV квартал 2019 г. Это не дает возможности произвести корректную оценку выпадающих доходов в 2019 г. и согласовать справедливый размер повышения тарифов», – заявил представитель «Транснефти». В этой связи «Транснефть» не считает возможным согласовать предложение о повышении тарифов. По словам представителя российской госкомпании, «Гомельтранснефть Дружба» уже проинформирована о решении.

Белорусская сторона заявила о поставках загрязненной нефти 19 апреля, транзит нефти в Европу был остановлен 24 апреля. Кондиционная нефть начала поступать в Белоруссию 4 мая. «Гомельтранснефть Дружба» 28 июня сообщила о полной очистке южной ветки «Дружбы» от некондиционной нефти, в Россию вернулось около 675 000 т нефти.

Белоруссия планирует полностью очистить свою нефтепроводную систему от грязной нефти к середине августа.