«Пятерочки» и «Перекрестки» стали прибыльнее

Чистая прибыль X5 Retail Group выросла почти на 60% за полгода
Максим Стулов / Ведомости

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group сообщил о росте чистой прибыли и рентабельности по МСФО за II квартал и первое полугодие 2019 г. Чистая розничная выручка владельца «Пятерочек», «Перекрестков» и «Каруселей» выросла на 14,9% до 843,2 млрд руб. за полгода и на 14,3% за II квартал до 437 млрд руб.

Все основные показатели рентабельности бизнеса торговой сети выросли. Так, валовая рентабельность увеличилась на 105 базисных пунктов (б. п.) до 25% за квартал. На этом фоне выросла и EBITDA: скорректированный показатель увеличился на 24,2% во II квартале 2019 г. до 36,6% млрд руб. Ее рентабельность выросла на 67 б. п. год к году – до 8,4% за квартал.

В результате чистая прибыль X5 за II квартал выросла на 55,5% до 13,5 млрд руб., а за полгода – на 59,3% до 22,8 млрд руб. Рентабельность чистой прибыли выросла за II квартал на 82 б. п. до 3,1% год к году.

X5 в своем пресс-релизе связала рост валовой маржи с «успешными инициативами по снижению уровня потерь». Главный исполнительный директор ритейлера Игорь Шехтерман напомнил, что менеджмент работал над повышением операционной эффективности. «Например, в формате «магазинов у дома» нам удалось снизить уровень потерь благодаря новым бизнес-процессам и дополнительному контролю качества <...> в то время как эффективность персонала повысилась, а текучесть снизилась в результате корректировок системы мотивации», – заявил он.

Это сказалось на росте трат ритейлера. Административные, общие и коммерческие расходы (SG&A) без учета расходов на амортизацию и обесценение, долгосрочных программ мортивации менеджмента и выплат на основе акций выросли на 36 б. п. до 17,3% от выручки компании. Основная причина – рост затрат на персонал и прочих расходов, говорится в сообщении X5.

Шехтерман называл потребительский спрос за прошедшие полгода низким, в таких условиях менеджмент, по его словам, доволен показателями: «Наш бизнес демонстрирует высокую конкурентоспособность, увеличивая долю рынка за счет роста трафика и сбалансированного расширения сети, обеспечивая при этом растущую доходность для инвесторов и продолжая трансформацию в цифрового омниканального ритейлера».

В июне X5, напомнил Шехтерман, выплатила 25 млрд руб. дивидендов по результатам 2018 г. – это 87,3% чистой прибыли. Следующая выплата, говорит он, планируется в 2020 г.

Рост рентабельности X5 оказался выше ожиданий многих аналитиков. Так, аналитики «Сбербанк-CIB» и «Атона» ожидали рентабельность EBITDA на уровне около 7,9%, «Уралсиба» – 7,5%. X5 уже несколько кварталов показывала преимущество перед главным конкурентом – «Магнитом» – как по темпам роста продаж, так и по рентабельности, отмечали аналитики «Уралсиба». Результаты «Магнита» за II квартал оказались лучше ожиданий рынка, но даже с учетом этого, полагают аналитики, «X5 фундаментально выглядит сильнее, а “Магниту” потребуется некоторое время, чтобы убедить рынок в правильности своей новой стратегии».

«Магнит» раскрывал предварительные результаты по МСФО в конце июля. Его чистая выручка за II квартал выросла на 11,4% до 342,9 млрд руб. (с учетом показателей опта и прочих продаж). Основные показатели рентабельности сократились: валовая маржа – на 27 б. п. до 24%, рентабельность скорректированной EBITDA – на 42 б. п до 7,5%, рентабельность чистой прибыли – на 154 б. п. до 1,8%.

В конце июня гендиректор и председатель правления «Магнита» Ольга Наумова ушла из компании «из-за разного с советом директоров видения стратегии развития бизнеса». Гендиректором «Магнита» стал его президент и экс-гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг. Он заявил тогда, что не собирается кардинально менять стратегию и управленческую команду.

В Москве открылся первый экспериментальный «Перекресток» большого формата