Руководящий BP 10 лет Боб Дадли может покинуть свой пост

За это время компании удалось оправиться от кризиса в Мексиканском заливе и войти в капитал «Роснефти». Уход Дадли не изменит статус-кво в госкомпании, говорят эксперты
Руководящий BP 10 лет Боб Дадли может покинуть свой пост/ Pat Sullivan / AP

Боб Дадли, гендиректор BP, готовится уйти в отставку, сообщает Sky News. Собеседник «Ведомостей», знакомый с Дадли, утверждает, что уход топ-менеджера готовится, это плановая операция, процесс длится уже два года.

Об уходе Дадли может быть объявлено в конце октября, когда BP опубликует отчетность за III квартал, выяснил Sky News. Претендентом на его должность считается Бернард Луней, он работает в BP с 1991 г. и сейчас отвечает за добычу. Дадли уже обсуждал свой уход с председателем совета директоров компании Хельге Лундом, который также считается претендентом на пост гендиректора, продолжает Sky News. Уход Дадли может затянуться на 12 месяцев, заключает Sky News. Представитель BP не ответил «Ведомостям», а Sky News он заявил, что не комментирует слухи.

Дадли вошел в совет директоров «Роснефти» в 2013 г. после того, как госкомпания купила ТНК-ВР. У британской компании в последней было 50%, а после сделки доля в «Роснефти» выросла до 19,75%.

В «Роснефти» о Дадли отзываются только положительно. «Это будет потеря для российской компании, если Дадли уйдет из совета директоров. Он профессионал», – говорит один из его знакомых. Представитель «Роснефти» от комментариев отказался.

Дадли в России с 2001 г., когда его назначили вице-президентом BP по России, Каспийскому региону, Анголе, Алжиру и Египту. Вместе с ЮКОСом Михаила Ходорковского ВР вела разработку Приобского месторождения (сейчас принадлежит «Роснефти»). BP в 1997 г. купила у Владимира Потанина и Михаила Прохорова 10% акций «Сиданко» за $571 млн. Но в начале 2000-х гг. «Сиданко» оказалась в кризисе, а принадлежащая Михаилу Фридману и его партнерам «Тюменская нефтяная компания» (ТНК) атаковала ее «дочки» – «Варьеганнефтегаз», «Кондпетролеум», «Черногорнефть», «Удмуртнефть» и Саратовский НПЗ.

В 2003 г. конфликт вокруг «Сиданко» закончился созданием ТНК-ВР, куда вошли сама ТНК и российские активы BP. Британцы и консорциум «Альфа-групп» и «Access-Ренова» получили паритетные доли, а Дадли стал гендиректором совместной компании. Но в 2008 г. вспыхнула новая корпоративная война: консорциум требовал отставки Дадли, а BP – ухода трех российских топ-менеджеров, в том числе исполнительного директора и совладельца ТНК-BP Германа Хана. Трудовая и налоговая инспекции подавали иски к BP, Дадли вызывали на допросы в МВД свидетелем, а в середине 2008 г. у иностранных сотрудников BP, в том числе и Дадли, начались проблемы с рабочими визами. Дадли пришлось покинуть Россию летом 2008 г., он руководил ТНК-BP из Лондона до декабря 2008 г. и покинул эту должность по мировому соглашению акционеров.

После назначения на должность гендиректором BP в 2010 г. Дадли пообещал не мстить российским акционерам«ТНК-BP: «Я не ожидаю, что [мое назначение] повлечет какие-либо последствия». Дадли вернулся в Россию после того как «Роснефть» поглотила ТНК-BP. «BP получила возможность консолидировать в отчетности запасы нефти и добычу, это повлияло на ее капитализацию, которая сильно пострадала после разлива нефти в Мексиканском заливе в апреле 2010 г.», – напоминает знакомый Дадли. Сейчас запасы, приходящиеся на долю BP в «Роснефти», составляют 40% от общих запасов BP, или 8,16 млрд барр. нефтяного эквивалента. А из общей добычи BP на «Роснефть» приходится 1,14 млн барр. в сутки, или 31%, пишет BP.

С кризисного для BP 2010 года капитализация компании выросла на 52% и сейчас составляет $130,35 млрд. Росло и вознаграждение Дадли: если за 2010 г. он получил $681 500, то в 2015 г. – $19,6 млн. За прошлый год вознаграждение Дадли составило $14,7 млн, существенную часть из этого он получил акциями BP. Если Дадли покинет BP до марта 2020 г., у BP не будет оснований номинировать его в совет директоров «Роснефти», его место может занять другой, говорит аналитик АКРА Василий Танурков: «Но фундаментально ничего не изменится, доля в «Роснефти» слишком важный актив для BP». BP владеет долями и в проектах «Роснефти» – «Таас-Юрях нефтегазодобыче» (20%), «Ермак нефтегазе» и «Харампурнефтегазе» (по 49%).

«В России многое держится на личностях и их взаимоотношениях, – признает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. – Возможный уход Дадли, который отлично знает российские реалии, вряд ли что-то кардинально поменяет в отношениях BP и «Роснефти»: найти покупателя на долю в «Роснефти» и проектных компаниях будет сложно, в том числе из-за санкций. Кроме того, BP получает от участия в «Роснефти» хорошие дивиденды». Но BP может осторожней подходить к участию в новых проектах с «Роснефтью» – многое зависит от того, как новый руководитель оценивает российские риски и насколько доверительные отношения у него сложатся с руководством «Роснефти», заключает Маринченко.

Дикслеймер: уточнены факты биографии Боба Дадли