Бывшая супруга Дерипаски может продать долю в En+

Доля Полины Юмашевой, ее отца и детей оценивается в $500 млн
PhotoXPress

Бывшая жена Олега Дерипаски Полина Юмашева и ее отец Валентин Юмашев ищут покупателей на свои доли и доли общих детей Юмашевой и Дерипаски в энергометаллургическом холдинге En+, передал «Интерфакс» информацию агентства Bloomberg. Полине и Валентину Юмашевым принадлежит 6,75% En+, двум детям Юмашевой и Дерипаски – 3,42%. Заинтересованность пока никто не выразил, ведутся предварительные обсуждения, пишет агентство.

Юмашева вышла замуж за Дерипаску в 2001 г. В марте 2019 г. ее представитель говорил «Ведомостям», что они развелись больше года назад. После развода Юмашева взяла девичью фамилию.

Юмашев – бывший руководитель администрации первого президента России Бориса Ельцина и советник нынешнего президента Владимира Путина.

Капитализация холдинга En+ на Лондонской бирже в пятницу составляла $4,9 млрд. То есть пакет в 10,17% оценивается в $498 млн. Представитель En+ отказался от комментариев. Представители Дерипаски и Юмашевой не ответили на запрос «Ведомостей».

Долей бывших членов семьи Дерипаски и его детей в En+ голосует независимый трасти. Это одно из условий, которые Управление по контролю за иностранными инвестициями минфина США (OFAC) поставило перед Дерипаской, чтобы иметь право исключить En+ из санкционного списка США.

Минфин США ввел в апреле 2018 г. санкции против 24 россиян – бизнесменов и высокопоставленных чиновников – и 15 компаний. Сильнее всего санкции коснулись Дерипаски – в списках оказался и он сам, и восемь его компаний, в том числе En+, UC Rusal, «Евросибэнерго» и группа ГАЗ. Начало действия санкций против компаний Дерипаски неоднократно переносилось – и они так и не вступили в силу: в ночь с 27 на 28 января 2019 г. американский минфин объявил об исключении из списка En+ и принадлежащих ей второго по величине в мире производителя алюминия UC Rusal и владельца крупных сибирских ГЭС «Евросибэнерго».

Ключевым условием исключения из санкционного списка стал отказ Дерипаски от контроля над компаниями. Доля Дерипаски в En+ сократилась ниже контрольной – с 70 до 44,95%, а голосовать он может всего только 35%, права на голоса от остального пакета принадлежат независимым управляющим. Советы директоров стали преимущественно независимыми – в них вошли граждане США и Европейского союза, не связанные деловыми или личными отношениями с российским бизнесменом. Сам же Дерипаска продолжает находиться под санкциями.

Минфин США не должен согласовывать продажу акций бывшей жены, тестя и детей Дерипаски, поскольку он уже выполнил все условия, говорит адвокат Forward Legal Дарья Шляпникова. «В то же время En+ находится на особом контроле, и в зависимости от того, кто выступит покупателем, минфин США будет оценивать сделку на предмет нарушения соглашения», – предупреждает она.

Вряд ли минфин США заинтересует продажа акций, принадлежащих Юмашевой и ее родственникам: их пакет не имеет стратегического влияния на деятельность компании, объясняет директор фонда развития права и медиации ТЭКа Александр Пахомов, сам по себе он может быть интересен лишь фондам либо иным покупателям, рассчитывающим на рост стоимости компании.

В начале сентября Financial Times со ссылкой на источники сообщала, что китайские промышленные группы интересуются долей ВТБ в En+. ВТБ принадлежит 21,68% En+, голосовать банк может только пакетом в 6,25%. ВТБ опровергал информацию о переговорах с китайскими компаниями.

Оба пакета – и ВТБ, и Юмашевой с родственниками – могут быть интересны стратегическому инвестору, считает Пахомов: «Возможно, активность Юмашевых обусловлена именно возможностью стать участниками пакетной сделки».