Владелец «Пятерочек» рассказал инвесторам, каким видит себя через 10 лет

X5 хочет занять 20% рынка, утроить выручку так, чтобы половину ее приносили цифровые каналы
Через 10 лет владелец «Пятерочек» хочет быть втрое больше / X5 Retail Group

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group, год назад объявивший, что начал подстраиваться под меняющиеся привычки потребителей и готовиться к «ритейлу нового поколения», 23 октября на встрече с инвесторами и аналитиками в Лондоне рассказал, как собирается это делать. Х5 представила обновленные цели на ближайшие 10 лет.

Доля рынка группы, управляющей «Пятерочками», «Перекрестками» и «Каруселями», должна вырасти с 11,6% в 2019 г. до 20% в 2029 г., рассказал главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман. «Like-for-like (LfL, продажи магазинов, работающих более года. – «Ведомости») должен быть существенно выше всех наших конкурентов. 50% нашей выручки должны генериться через цифровые каналы», – заявил он.

Пока рост выручки ритейлера замедляется. Х5 ожидает, что продажи еды в России вырастут в 2029 г. до 30,2 трлн руб., говорится в ее презентации. Целевые 20% рынка соответствуют выручке X5 более 6 трлн руб. Получается, ритейлеру все это время надо будет наращивать выручку в среднем почти на 12% в год.

Сейчас выручка Х5 увеличивается в основном благодаря открытию новых магазинов. Темп роста сети сохранится в следующие три года, а затем может замедлиться, рассказала инвесторам финансовый директор X5 Светлана Демяшкевич. В 2020 г. ритейлер планирует открыть до 2000 новых магазинов – примерно как и в этом. В 2018 г. Х5 открыла около 2500 точек (но некоторые другие закрыла).

Через 10 лет до 20% выручки группа собирается получать за счет новых бизнесов, заявил Шехтерман: это онлайн-торговля, доставка, постаматы, логистические сервисы и другие проекты, которые X5 еще запустит.

К 2029 г. ядро аудитории магазинов Х5 будет составлять поколение Z – люди, родившиеся после 1995 г., отметил Шехтерман.

Сейчас часть этих потребителей пользуется родительской банковской картой через сервисы типа ApplePay, использует приложения для заказа фастфуда, получает информацию из соцсетей, говорится в презентации Шехтермана. В 2029 г. ритейлер ждет, что подросший клиент будет иметь работу с карьерными перспективами, предпочитать заказывать готовую еду, а не готовить, практически не покупать ничего офлайн и получать покупки в постамат в его доме.

до 20% выручки

собирается получать группа через 10 лет за счет новых бизнесов – это онлайн продажи, доставка, постаматы, логистические сервисы и другие проекты, которые X5 запустит в будущем, рассказал CEO Х5 Игорь Шехтерма

Поэтому фабрики-кухни – важная часть стратегии X5, заявил Шехтерман. Сейчас у компании есть одна фабрика в Москве, в 2022 г. ритейлер планирует построить еще одну в Петербурге.

Также в 2019 г. ритейлер начал пилотные проекты по экспресс-доставке из своих магазинов, в частности из «Пятерочек». Итоги пилотов компании понравились, рассказал гендиректор сети Сергей Гончаров: ритейлер собирается тиражировать экспресс-доставку сначала в Москве, потом и в регионах. «Перекресток» также верит в будущее экспресс-доставки, сказал его гендиректор Владислав Курбатов, но планы не раскрыл. Он видит у Х5 преимущества перед такими игроками – например, «Яндекс.Лавкой», которая предоставляет экспресс-доставку товаров повседневного спроса с локальных складов в московских районах. У Х5 уже есть собственная сеть магазинов, которые могут выполнять и функции складов.

«Мы конкурируем со всеми альтернативными сценариями потребления, в том числе с магазинами шаговой доступности и самостоятельным приготовлением еды дома», – говорит руководитель фудтех-направления «Яндекс.Такси» («Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка» и др.) Максим Фирсов. Рынок доставки в ближайшие лет пять продолжит расти двузначными темпами, ожидает он: «Реальную конкуренцию игроки со смежных рынков могут почувствовать на этом горизонте».

Планы Х5 выглядят достижимыми, считает старший аналитик BCS Global Markets Дмитрий Скрябин. По ряду показателей, например лидерство в LfL, компания уже выполняет заявленные цели, отмечает он. Рынок уже дает премию по бумагам Х5 в 20% по сравнению с аналогами в России, ожидая отчасти сохранения лидерства компании, т. е. уже закладываясь на перспективу, отмечает он.

Ближайший конкурент Х5 – «Магнит», которого Х5 обогнала по выручке в 2016 г. «Магнит» год назад представил стратегию до 2023 г., нацеленную на возвращение лидерства на рынке: в фокусе было обновление магазинов и ассортимента, запуск новых форматов. После очередной смены руководства летом 2019 г. ритейлер пока не представил новой стратегии.

Кейс Х5 выглядит как более сформированный, сфокусированный, отвечающий новым вызовам рынка и эволюции потребительских предпочтений, считает Скрябин. «В «Магните» пока такого нет – отчасти, наверное, в силу недавней смены акционера, неоднократной смены ключевого руководства», – отмечает он. Похоже, «Магнит» пока анализирует сильные стороны конкурентов и перенимает их опыт с пользой для себя, добавляет партнер практики стратегии и операционной эффективности консалтинговой Althaus Group Герман Шеховцев. В пример он приводит то, что недавно у «Магнита» впервые появились карты лояльности, которые давно введены у «Перекрестка», «Пятерочки» и «Ленты» и др.