Прибыль X5 упала в 3,6 раза после отказа развивать гипермаркеты

За III квартал владелец «Пятерочек» заработал 2,2 млрд рублей
Наташа Шарапова / Ведомости

Чистая прибыль крупнейшей российской розничной компании X5 Retail Group за III квартал 2019 г. упала на 72% до 2,24 млрд руб. по МСФО. Об этом говорится в сообщении группы.

Чистая прибыль ритейлера, управляющего «Пятерочками», «Перекрестками» и «Каруселями», оказалась ниже ожиданий рынка. Консенсус-прогноз «Интерфакса» предполагал снижение чистой прибыли до 2,96 млрд руб.

«Карусель» скрутила прибыль

В сентябре 2019 г. X5 предупреждала о падении квартальной чистой прибыли на 5–6 млрд руб. из-за начавшейся трансформации гипермаркетов «Карусель», в том числе их закрытий. В итоге чистая прибыль в III квартале 2019 г. была разово снижена на 5,3 млрд руб. Эта корректировка «связана с процессом трансформации «Карусели», в основном из-за обесценения внеоборотных активов», пояснил представитель группы.

В сентябре ритейлер объявил о планах закрыть 20 из 91 магазина «Карусель» к 2022 г. Еще 34 гипермаркета будут переделаны в супермаркеты «Перекресток» к 2021 г. По остальным «Каруселям» ритейлер примет решение позже.

Выручка X5 за июль – сентябрь выросла на 12,4% до 422 млрд руб. На валовую прибыль пришлось 24,5% выручки – чуть ниже, чем год назад, когда валовая рентабельность X5 была 24,6%. Представитель X5 объяснил снижение тем, что ритейлер «инвестировал в цены» и снизил коммерческую маржу, зато при этом сократил товарные потери и повысил эффективность логистики. Эти же причины, по словам представителя X5, привели и к снижению рентабельности EBITDA в июле – сентябре на 31 базисный пункт до 7,1% (показатель скорректирован на расходы на поощрение менеджмента, выплаты на основе акций и прочие вознаграждения, а также на единовременный эффект трансформации «Карусели»).

«В течение III квартала мы инвестировали в цены определенных товаров регулярного ассортимента и СТМ – ожидаем получить эффект от инициативы уже с IV квартала этого года», – отчитался представитель X5.

Расти стало сложнее

На прошлой неделе X5 опубликовала результаты продаж за III квартал. Выручка в сопоставимых магазинах группы, проработавших более года, выросла за квартал на 3,9%. Покупательский трафик в основном формате – «Пятерочках» – вырос всего на 0,3%, а сопоставимые продажи росли в основном благодаря среднему чеку. X5 объясняла это так: «В условиях холодной погоды в III квартале потребители посещали магазины реже, но совершали более крупные покупки». При этом магазины у дома конкурентов, по данным X5, проводили более «агрессивную промоактивность». Для X5 квартальный прирост выручки ниже 13% – это замедление темпов по сравнению с первым полугодием.

За январь – июнь 2019 г. общие продажи X5 выросли на 14% до 1,27 трлн руб.

Аналитики «ВТБ капитала» в начале октября предупреждали, что Х5 вступает в сложный период медленного роста выручки, давления на маржу и ограниченного роста дивидендов. Но при этом пока X5 продолжает расти быстрее рынка, оставаясь лидером, отмечали неделю назад аналитики «Уралсиба». Снижение роста выручки в III квартале – следствие насыщения рынка продовольственной розницы и роста доли современных торговых форматов. Это делает сложным поддержание высокого уровня роста даже для самых эффективных игроков, рассуждали аналитики.

23 октября X5 проведет день инвестора в Лондоне. Аналитики Газпромбанка ожидают, что ритейлер раскроет планы по позиционированию сетей, а также долгосрочную бизнес-стратегию. Аналитики «ВТБ капитала» ждут от компании пояснений, за счет чего ее бизнес будет расти в будущем, как она собирается повышать эффективность розничных продаж, на что тратить средства и как платить дивиденды.

Главный конкурент X5 – ритейлер «Магнит» – раскроет результаты работы за июль – сентябрь 2019 г. через неделю, 29 октября. А день инвестора «Магнит» запланировал на середину февраля 2020 г.