В России началась трансформация гипермаркетов

Более половины сети «Карусель» закроется или превратится в супермаркеты
X5 Retail Group начала трансформацию гипермаркетов «Карусель»: треть станет «Перекрестками»/ Максим Стулов / Ведомости

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group сообщил о будущем сети «Карусель»: 91 входящий в нее гипермаркет ждет трансформация, она займет два года.

34 гипермаркета «Карусель» превратятся в супермаркеты «Перекресток» большого формата к началу 2021 г. Еще 20 закроются к 2022 г. Остальные 37 продолжат работать под брендом «Карусель» – менеджмент будет тестировать различные улучшения и анализировать перспективы иного позиционирования, продажи или закрытия.

Передача и закрытие гипермаркетов в III квартале 2019 г. скажутся на чистой прибыли X5 – компания оценивает это влияние в 5–6 млрд руб. Аналитики «ВТБ капитала» прогнозируют, что это будет более 40% чистой прибыли за квартал. Зато такой шаг позволит ритейлеру сосредоточиться на двух ключевых форматах, а в переформатированных магазинах скорее всего вырастут продажи с квадратного метра и доход.

У X5 три розничные сети. Магазины у дома «Пятерочка» приносят почти 80% выручки – 665 млрд руб. за первое полугодие 2019 г. Второй по доле продаж формат – супермаркеты «Перекресток»: около 15%.

91 гипермаркет «Карусель» приносит лишь около 5% выручки X5, и это самый трудный для нее формат. X5 купила сеть гипермаркетов в 2008 г. за $940 млн ($1 тогда стоил около 22 руб.), напоминают аналитики «ВТБ капитала».

В магазинах у дома и супермаркетах X5 удалось найти удачный формат и обеспечить рост покупательского потока и продаж, а в гипермаркетах выручка сокращается. В первом полугодии 2019 г. рентабельность «Карусели» по EBITDA снизилась на 28 базисных пунктов и составила 4,3%, а у «Пятерочки» – 8,5% за январь – июнь 2019 г.

X5 связывает проблемы гипермаркетов в том числе с рыночной конъюнктурой. Гипермаркеты плохо себя чувствуют во всем мире, говорил весной 2019 г. «Ведомостям» главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман. Это подтверждает консультант JosDeVries The Retail Company Ирина Болотова: изменился ритм жизни, во многих странах из-за ухудшений в экономике люди не готовы к разовым крупным покупкам. В России те же тенденции с 2014 г., знает Болотова: люди предпочитают чаще ходить в магазины у дома, они тратят, вероятно, больше, но меньшими чеками – так им кажется, что они экономят время и бюджет.

Все крупнейшие сети гипермаркетов в России столкнулись с трудностями. Выручка «Ашана» начала снижаться в прошлом году, несмотря на переформатирование его основных гипермаркетов и попытку уйти от имиджа низкоценового магазина. «Лента» замедлила рост и пересмотрела планы открытия новых гипермаркетов, «О’кей» уже несколько лет переживает затяжной кризис с оттоком клиентов.

Классический формат гипермаркета себя в России изживает, он в глубоком, системном кризисе, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, и трансформация гипермаркетов в России уже идет: к примеру, «Магнит» переделывает неудачные с точки зрения трафика гипермаркеты в «Магнит-опт». Другие высвобождают торговые площади, напоминает эксперт: «О’кей» сдает их в субаренду сети Familia, а «Карусель» – мебельному Hoff.

Первый магазин Hoff Home на правах субаренды разместился в «Карусели» на Новорижском шоссе в Москве: на 900 кв. м там продается свыше 3500 товаров для дома – посуда, текстиль, предметы интерьера и декора. Представитель Х5 не ответил на вопрос о результатах проектов.

X5 пыталась вернуть «Карусель» к росту и по-иному: несколько гипермаркетов были переданы «Перекрестку» и превратились в большие супермаркеты. Эти попытки имеют успех: большие «Перекрестки» демонстрируют улучшение экономики каждого магазина по мере его созревания, комментирует X5. Кроме того, быстро растущий онлайн-магазин Perekrestok.ru позволяет X5 предлагать альтернативу покупателям, которые хотят закупаться впрок, считает Шехтерман.

Бурмистров предупреждает, что по мере развития онлайн-торговли гипермаркеты будут терять продажи. «Варианты – самостоятельно агрессивно развивать интернет-продажи или переставать быть гипермаркетом, превращаться в супермаркеты, оптовые магазины и т. д.», – перечисляет он. А Болотова считает, что более успешным, чем классический гипермаркет, может оказаться формат, который делает акцент на качество, готовую продукцию и большую долю продаж по промоакциям, так работает, например, «Гиперглобус» в России или Loblaw в Канаде.