Строительство паромов для связи материка с Сахалином подорожало на 4 млрд рублей

Государство не планирует компенсировать холдингу ОСК эти затраты
Готовность первого парома – около 30%, второго – около 20%/ Игорь Агеенко / РИА Новости

Расходы Амурского судостроительного завода (входит в госхолдинг «Объединенная судостроительная корпорация», ОСК) на строительство двух грузопассажирских паромов превысят сумму контрактов, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и два человека, близких к Минтрансу.

По контракту цена паромов, которые должны будут работать на линии Ванино (Хабаровский край) – Холмск (остров Сахалин), составляет 4,9 млрд руб. за каждый. Но расходы завода будут примерно на 4 млрд руб., или на 40%, выше, говорят два собеседника «Ведомостей». Такова примерная оценка самой ОСК, поясняют они.

Паромы Амурскому заводу заказала в декабре 2016 г. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, принадлежит Минтрансу). Деньги выделил федеральный бюджет – 5,5 млрд руб., еще 4,3 млрд руб. ГТЛК получила в виде льготного кредита из Фонда развития Дальнего Востока. Это позволит отдать паромы в лизинг будущему оператору по льготной ставке. ГТЛК полностью оплатила строительство паромов.

Одной из причин удорожания паромов стало существенное увеличение сроков строительства, говорят собеседники «Ведомостей». Паромы должны были быть сданы в декабре этого года. Но ОСК попросила сдвинуть срок сдачи первого парома на 2020 г., второго – на 2021 г., говорил представитель ОСК.

Минтранс и Минпромторг согласовали перенос сроков, готовится постановление правительства, говорят два собеседника «Ведомостей». Возможно, будет принято решение перенести сдачу обоих паромов на 2021 г. или даже 2022 г., отмечают они. По оценкам заказчика, реальный срок сдачи паромов – 2022 г., говорил ранее человек, близкий к Минтрансу. Ввод паромов в эксплуатацию ожидается в 2022 г., говорит представитель Минпромторга. Перенос сроков позволит заводу избежать штрафов со стороны заказчика. По контрактам с 31-го дня просрочки за каждый день начисляется штраф, который может достигнуть максимум 10% от заказа, т. е. 980 млн руб.

Сейчас готовность первого парома – около 30%, второго – около 20%, говорит федеральный чиновник. Срыв сроков произошел из-за плохого финансового состояния Амурского завода: он много лет в убытке, имеет избыточные и неэффективные мощности, культура производства деградировала, рассказывают федеральные чиновники. К тому же завод попал под санкции (занимается ремонтом военных кораблей), ему пришлось искать новых поставщиков некоторого оборудования, а доля иностранного оборудования в паромах – около 90%.

ОСК и Амурский завод не обращались в Минпромторг по поводу увеличения стоимости паромов, говорит представитель министерства.

Официальных обращений не было, но руководство ОСК пыталось предварительно договориться с Минтрансом об увеличении финансирования, говорят два федеральных чиновника. Министр Евгений Дитрих отказал, уверяют они, решено, что дополнительные расходы ОСК покроет из собственных средств. Сейчас ОСК планирует занять Амурскому заводу 2 млрд руб. на первоочередные операционные нужды, знает федеральный чиновник.

Проект постановления правительства о переносе сроков ввода паромов в эксплуатацию находится в работе, сумма контрактов не менялась, говорит представитель Минтранса. Представители ОСК и ГТЛК на запросы «Ведомостей» не ответили.

Сейчас Сахалин с материком связывают три небольших парома, построенных в 1980–1990 гг., транспортная доступность острова – первоочередная проблема региона, говорил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

ГТЛК хотела определить верфь для строительства паромов по конкурсу, на нем Амурский завод уступил частной верфи. Но в последний момент сахалинские и хабаровские чиновники попросили правительство отдать контракты Амурскому заводу без конкурса. Правительство согласилось. Такие большие паромы в России никогда не строились, они будут вмещать по 200 пассажиров каждый, смогут перевозить железнодорожные цистерны массой 94 т. Их длина – 131 м, ширина – 20 м.