«Аэрофлот» изменил время рейсов в Тегеран по совету МИД России

Но саму рекомендацию не летать ночью авиакомпании считают абсурдной
Министерство иностранных дел рекомендовало «Аэрофлоту» не летать в Тегеран (на фото) в ночное время суток/ Reuters

Министерство иностранных дел рекомендовало «Аэрофлоту» не летать в Тегеран в ночное время суток, рассказали два человека, близкие к группе «Аэрофлот». Он летает в Тегеран из Москвы 4–5 раз в неделю, другие российские авиакомпании в Тегеран не летают. По данным РБК, рекомендация была направлена 11 января – в этот же день Иран признал, что Boeing 737-800 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» был сбит иранскими ПВО. Лайнер потерпел крушение 8 января, погибли все 176 человек на борту.

Представители МИДа и «Аэрофлота» на запросы «Ведомостей» не ответили. «Аэрофлот» выполнил рекомендацию в тот же день: по данным flightradar24, вылет с 22.15 был перенесен на 4.00 12 января, так что борт прибывал в Тегеран в 8.30 по местному времени (лететь четыре часа, разница во времени с Тегераном – плюс 30 минут). Соответственно, обратный рейс с 4.00 передвинут на 10.00.

Передвинуть рейс на несколько часов в зимнем, незагруженном графике не представляет никакой сложности, говорит один из собеседников «Ведомостей». Правда, сама рекомендация абсурдна, категоричны сотрудники двух авиакомпаний, ведь системы ПВО следят за воздушным пространством по радарам, а не визуально.

Сотрудник предприятия оборонной промышленности предполагает, что такая рекомендация изначально исходит от иранских властей и может означать либо их растерянность и желание максимально подстраховаться, либо признание того, что у Ирана дело с контролем воздушного пространства обстоит совсем плохо. Дальность, на которой можно визуально с помощью оптических приборов определить, гражданский самолет или нет, обычно меньше радиуса поражения большинства зенитных ракетных комплексов средней дальности.

13 января Росавиация разослала авиакомпаниям третью рекомендацию, первые две были 8 и 9 января и рекомендовали не летать в воздушном пространстве Ирана и Ирака. «Ведомости» ознакомились с третьим документом, его подтвердил сотрудник одной из авиакомпаний. «Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) 11 января отметило высокий риск для безопасности полетов в воздушном пространстве Ирака и Ирана на всех высотах <...> Министерство транспорта Канады запретило канадским перевозчикам использовать воздушное пространство Ирака и Ирана в связи с продолжающимися военными действиями и использованием систем ПВО», – говорится в телеграмме.

Полеты через Иран также запретили регуляторы США, Франции, Германии и некоторых других стран. Но Росавиация полеты не запрещает, хотя имеет такие полномочия. По сути, регулятор перекладывает ответственность за решение на авиакомпании, которые не имеют возможности оценить риски, жаловались сотрудники российских авиакомпаний. Такое решение имело бы также политический подтекст, поэтому регулятор на него не пойдет, вздыхает собеседник в одной из авиакомпаний. Росавиация сама не будет вводить запрет, вопрос действительно политический, говорит человек, близкий к ведомству. Представитель Росавиации тему не комментирует.

Из всех российских авиакомпаний облетать Иран – а через него проходят оптимальные воздушные трассы из Москвы и других городов России в Дубай – стала только Azur Air. 9 января два рейса Москва – Дубай облетели Иран и Ирак через Турцию, Египет и Саудовскую Аравию, а обратные были выполнены через Пакистан и Афганистан. Но уже 10 января Azur Air снова стала летать через Иран, облетая только Тегеран с западной стороны. «Аэрофлот» и «Победа» на рейсах Москва – Дубай Иран не облетали, «Победа» начала лишь облетать Тегеран, свидетельствуют данные flightradar24. Облет Тегерана удлиняет рейс примерно на 40 минут и приводит к дополнительному расходу керосина на среднемагистральном лайнере примерно на 75 000 руб., говорит сотрудник российского перевозчика.