En+ выкупит у ВТБ свои акции за $1,6 млрд

Средства для сделки компания привлечет в Сбербанке
Готовая продукция (алюминиевые чушки) завода «Русал», который контролируется En+/ Андрей Гордеев / Ведомости

Энергометаллургическая En+ Group, ранее контролировавшаяся Олегом Дерипаской, выкупит у ВТБ 21,37% своих акций. Сделку планируется закрыть до 12 февраля, сообщила компания. Пакет обойдется в $1,58 млрд. Это соответствует текущим котировкам En+ на LSE. Сделка будет профинансирована за счет кредита Сбербанка в размере до 110,6 млрд руб.

Выкуп доли ВТБ приведет к упрощению структуры акционерного владения. Сделка не нарушает «плана Баркера» – разработанного еще в 2018 г. нынешним председателем совета директоров компании лордом Грегори Баркером плана по исключению компании из санкционного списка минфина США, говорится в сообщении En+. Представитель ВТБ отметил, что банк осуществил успешный выход из долгосрочной инвестиции. «Сделка отражает коммерческие интересы всех вовлеченных сторон на момент ее заключения. ВТБ не исключает возможности инвестиций в акции и/или долговые инструменты компании», – сказал он.

Еn+ провела IPO на LSE в ноябре 2017 г. До размещения Дерипаске и членам его семьи принадлежало 95,65% En+, еще 4,35% было у ВТБ, после размещения доля банка снизилась до 3,65% (сразу после размещения такой пакет стоил $271 млн). В ходе IPO акции на $500 млн (6,25%) приобрела сингапурская группа AnAn, связанная с китайским нефтетрейдером CEFC. Но потом этот пакет по margin call отошел ВТБ. А 28 января 2019 г. ВТБ получил еще и 14,37% из пакета Дерипаски (такой пакет тогда стоил примерно $450 млн). Если исходить из рыночной стоимости акций на момент сделок, то весь пакет в En+ мог обойтись ВТБ примерно в $915 млн, а прибыль от нынешней сделки может превышать $600 млн.

В апреле 2018 г. минфин США включил En+ и самого Дерипаску в санкционный список. Но благодаря реализации «плана Баркера» в январе 2019 г. с En+ и ее «дочек» – UC Rusal и «Евросибэнерго» санкции были сняты. Ради этого Дерипаска снизил долю в En+ до 44,95% акций. При этом голосовать он может только 35%, ВТБ – 6,25%. Право голосовать остальными акциями, а также пакетами бывших членов семьи Дерипаски (бывшей жене бизнесмена Полине Дерипаске принадлежит 6,9% En+) передано независимым управляющим – американцам Дэвиду Ноуэру, Дэвиду Крейну и Ди Джей Бейкеру. У них будет как минимум 29% голосов En+. Ограничения на право голоса для пакета ВТБ после его выкупа En+ сохранятся, указано в сообщении компании. Независимые трасти будут голосовать по 14%, право голоса по 7% компании будет у совета директоров.

Год назад первый зампред ВТБ Юрий Соловьев говорил, что банк пока не планирует продавать акции En+, так как «фундаментальная оценка En+ не нашла своего отражения в рыночных котировках» (цитата по ТАСС). С тех пор капитализация компании выросла на 43,5%. Но и сейчас время для сделки не самое удачное, замечает старший директор АКРА Максим Худалов. Цены на алюминий снижаются на фоне глобального замедления мировой экономики. А 66% выручки компании приходится именно на металлургический сегмент. С начала 2019 г. цена алюминия на Лондонской бирже металлов упала более чем на 7% до $1733 за 1 т.

Купленные акции En+ не намерена погашать. Со временем этот пакет полностью или частично может быть продан, допускает компания. В сентябре Financial Times со ссылкой на свои источники сообщала, что две китайские промышленные группы, связанные с государством, интересуются долей ВТБ в En+. О каких именно китайских компаниях идет речь, газета не уточняла. По мнению Худалова, пакет в En+ может быть интересен именно китайским производителям алюминия, которые сейчас страдают от серьезных экспортных ограничений в связи с экологической повесткой. В Китае алюминий производится на энергии, вырабатываемой угольными электростанциями. Выбросы СО на 1 т металла составляют порядка 12 т. Заводы UC Rusal использует энергию ГЭС, что позволяет сократить выбросы СО до 4 т на 1 т металла. Любая китайская компания повысит свою инвестиционную привлекательность и международный статус, если станет акционером «экологичного» производителя, уверен он.

Поиск нового инвестора может быть осложнен так или иначе существующей связью En+ с Дерипаской, отмечает сотрудник инвестбанка. Нельзя забывать и про другие санкционные риски, замечает другой инвестбанкир: готовящийся в США пакет «санкций из ада» предполагает возможность внесения в санкционные списки российских банков, поддерживающих «вмешательство правительства России в демократические процедуры или выборы в других государствах». В прошлый раз компании Дерипаски не успели подготовиться к возможному санкционному удару, хотя между подписанием президентом США Дональдом Трампом закона о противодействии врагам Америки и внесением компаний в санкционный список прошло восемь месяцев. Возможно, теперь новый совет директоров En+ заранее принимает меры и старается убрать из состава акционеров потенциально токсичные компании, рассуждает он.