Российские авиакомпании могут не перенести испытания коронавирусом

Чартерные компании остановили бизнес, за рубеж летает только «Аэрофлот»
Сейчас за рубеж имеет право летать только «Аэрофлот», но и у него осталось только пара десятков маршрутов /Андрей Гордеев / Ведомости

С 23 марта Россия ограничит авиасообщение с остальным миром. Как сообщила Росавиация, разрешены регулярные рейсы только в столицы почти полутора сотен стран. Чартерные остаются только для вывоза граждан других государств и возвращения россиян.

Фактически за рубеж сейчас летает только «Аэрофлот». Но и он из разрешенных полутора сотен летает лишь примерно в 20 городов. Рейсы всех других компаний отменены. Даже «дочки» национального перевозчика – «Россия» и «Победа» – летают только по внутренним маршрутам. О закрытии последнего международного направления – в Турцию «Победа» объявила 22 марта.

Сам «Аэрофлот» в этот день объявил об отмене 43 международных маршрутов, в том числе 26 – в Европу. Теперь на этом направлении у него осталось всего 10 маршрутов.

Но хуже всех приходится чартерным авиакомпаниям. Azur Air, Royal Flight и I Fly – из-за коронавируса, по сути, остановили бизнес. Они аффилированы соответственно с туроператорами Anex Tour, Coral Travel и Tez Tour и летали только за границу.

Azur Air в 2019 г. перевезла 5,8 млн человек, Royal Flight – 2,3 млн, I Fly – 1,3 млн. Они заняли соответственно 6, 10 и 16-е места в списке крупнейших российских авиакомпаний, их суммарная доля российского рынка авиаперевозок, по данным Росавиации, – 5,7%. Это первые российские авиакомпании, которым грозит полная остановка полетов, после того как они выполнят возвратные рейсы с российскими туристами.

Azur Air сообщила, что отменяет c 22 марта по 20 апреля все рейсы с вывозом туристов из России. На время вынужденной паузы Azur Air сохраняет коллектив сотрудников и будет готовиться к возобновлению полетов, заявил перевозчик. Azur Air летала из Москвы и региональных городов во Вьетнам, Таиланд, на Шри-Ланку, Кубу, в Мексику, Дубай, Анталью и на Гоа.

Royal Flight сообщила, что с 13 по 22 марта прекращает полеты во Вьетнам, Доминикану, на Гоа, Шри-Ланку, в Дубай и Таиланд. «Вывозных рейсов у нас не остается, примерно в течение 10 дней мы будем просто возвращать туристов домой, отправляя за ними пустые борта», – рассказал сотрудник Royal Flight.

I Fly также с 20 марта приостанавливает отправку россиян на международные курорты, это решение принято совместно с партнерами-туроператорами. «Мы планируем завершить рейсы по возвращению наших туристов в Россию до 30 марта», – сообщил «Ведомостям» представитель авиакомпании. Основными рынками для компании были Китай, Дубай и Таиланд.

Из сообщения Azur Air следует, что все 30 ее самолетов будут целый месяц стоять. Представители Royal Flight и I Fly этот вопрос не комментируют. Компания готова при наличии заказов туроператоров выполнять чартерные рейсы по России, в Сочи, в Симферополь; возможно, будет принято решение начать регулярные рейсы внутри страны, говорит сотрудник Royal Flight.

«На внутреннем рынке сейчас обострится конкуренция, ведь международный рынок практически полностью закрылся и часть самолетов будет перенаправлена на Россию, – сказал профессор ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. – Чартерным авиакомпаниям, наверное, целесообразнее приостановить полеты совсем и надеяться, что ситуация с коронавирусом разрешится быстро». Но без финансовой помощи со стороны государства перевозчики вряд ли смогут пережить перерыв в деятельности, считает Фридлянд.

У Royal Flight и I Fly основа флота – дальнемагистральные самолеты. Такими судами обслуживаются рейсы из Москвы в города Дальнего Востока. Но туда летает «Аэрофлот» по «плоским» тарифам ниже себестоимости, указывает директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Дальнемагистральными судами можно возить туристов из Москвы и других крупных городов в Сочи и Симферополь. Но это приведет к дальнейшему снижению и так низких тарифов, говорит Пантелеев. К тому же у чартерных авиакомпаний нет опыта регулярных продаж.

Очень крупным игроком на рынке выездного туризма является группа Nordwind, в которую входят авиакомпании Nordwind и «Икар», аффилированные с туроператором Pegas Touristik. В 2019 г. обе перевезли 7,7 млн человек. Ранее они были исключительно чартерными выездными перевозчиками, но с 2016 г. начали развивать маршрутную сеть внутри России, чтобы подвозить туристов для своего основного хаба «Шереметьево».

Все международные направления закрываются, возможно, сохранится какое-то количество регулярных рейсов в Ереван: эта страна запретила въезд нерезидентам, но, возможно, будет какой-то спрос на перелеты со стороны граждан Армении, говорит сотрудник Nordwind. О закрытии выездных туристических рейсов сообщил и туроператор Pegas Touristik.

У Nordwind сохраняется российская сеть примерно из 25 направлений. В конце прошлой недели компания ввела скидки на перелеты из Москвы в 16 российских городов, а на рейсы в Сочи и Симферополь вообще дает дисконт в 50%.

«Хаотичное переориентирование освободившейся части парка на внутренний рынок приведет к избытку провозных емкостей, что значительно ухудшит экономику внутренних перелетов и увеличит убытки авиакомпаний», – писал президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун министру транспорта Евгению Дитриху 17 марта. Внутренние перевозки в России, по данным ассоциации, в целом убыточны последние годы, прибыльными для российской авиации были только международные линии.