Владельцы АЗС попросили государство о помощи

Из-за эпидемии коронавируса резко упал спрос на топливо
Владимир Смирнов / ТАСС

Российский топливный союз (РТС) попросил правительство поддержать автозаправочные станции (АЗС), которые из-за коронавируса столкнулись с резким падением спроса на топливо. Письма об этом союз отправил премьер-министру Михаилу Мишустину и вице-премьеру Юрию Борисову, «Ведомости» ознакомились с их содержанием. 

Из-за эпидемии коронавируса с марта многие компании стали переводить сотрудников на удаленную работу, в конце месяца в Москве, а затем и в других регионах для населения был введен режим самоизоляции.

В результате спрос на бензин и дизтопливо в Москве упал на 20–30%, в других городах – на 10–15%, рассказал 2 апреля министр энергетики России Александр Новак. Чем меньше ограничений вводили власти, тем меньше упал спрос. В течение двух недель спрос может упасть на 40%, сказал он. По данным Независимого топливного союза, за последние две недели в Москве и Московской области спрос на бензин упал на 45%, на дизельное топливо – на 30%, в других регионах падение составило до 50%, в дальнейшем спрос может упасть на 70% – в зависимости от жесткости мер по борьбе с вирусом.

23 марта РТС обратился к Мишустину с просьбой содействовать АЗС в переходе на безналичную форму расчета. По данным союза, банковскими картами оплачивают 40–50% операций на АЗС и около 2,5% – через мобильные приложения. Полному переходу на безналичную оплату мешают высокие ставки банковского эквайринга, пишет союз и просит включить моторные топлива в перечень социально значимых товаров, на которые распространяются сниженные ставки. Для российских АЗС эквайринг составляет 1,5–1,7% – это в три раза больше, чем в странах Евросоюза (0,4–0,5%) и Китае (0,25%). Ставка интернет-эквайринга еще выше – более 1,8%.

Цена эквайринга – около 70 коп. в цене литра топлива и примерно 15% от операционных расходов АЗС. Это дороже хранения топлива на нефтебазе и его доставки на АЗС. Союз предлагает снизить ставку в 2–3 раза: до 0,7% – при оплате картами и до 0,5% – через мобильные приложения и интернет.

Исходя из средней цены бензина в 45 руб. за литр и потребления около 34,8 млн т в год сокращение ставки эквайринга на 1 процентный пункт даст экономию для АЗС – около 20 млрд руб., посчитал аналитик АКРА Василий Танурков.

В среднем ставки эквайринга составляют около 1,4–1,6% и ставка для АЗС соответствует средней по рынку, говорит эксперт в области электронных платежных систем Андрей Вылегжанин.  Он отметил, что, поскольку заправки продают социально значимые товары и товары, относящиеся к повседневному спросу, они уже имеют стратегическую ставку – ее размер фиксирован и не зависит от премиальности банковской карты (в других секторах ставка по премиальным картам может быть выше). 

«Льготные ставки могут вводиться для открытия рынка, в сегментах, где нет оборота по картам, АЗС к таким сегментам не относятся. Вводить льготные ставки для развитых отраслей может быть нецелесообразным», – говорит Вылегжанин.

Регулятор ввел ограничения на эквайринговую комиссию в наиболее значимых сегментах, пострадавших из-за пандемии: онлайн-торговля продуктами, одеждой, электроникой, сказал представитель ВТБ. Расширение сегментов, нуждающихся в аналогичных мерах, – в компетенции регулятора, хотя это может снизить доходность эквайрингового бизнеса для всех банков, отметил он.

В настоящий момент ставка по топливу находится в диапазоне от 1,1 до 1,5% при интерчейндже (комиссия, которую обслуживающий торговую точку банк платит банку, картой которого расплатились. – «Ведомости») для крупнейших топливосбытовых компаний около 1%, сказал директор департамента эквайринга банка «Открытие» Александр Дынин. При уменьшении комиссии снизятся и доходы эмитентов, что, возможно, приведет к отключению программ лояльности для топлива, сказал он.

В письме Борисову от 24 марта РТС попросил вице-премьера посодействовать изменению закона «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции», разрешив продавать на АЗС алкоголь крепостью до 16,5%. Это запрещено с 2011 г. Топливные организации неоднократно просили изменить законодательство, но безуспешно.

Продажи на АЗС могут составить около 1% оборота пивоваренной компании «Балтика», говорит ее представитель: «Это предложение больше про людей и для людей, чем про рост продаж». Не нужно отдельно заезжать в магазин, что особенно актуально в сегодняшних реалиях.

Алкоголь – важная составляющая для любой продовольственной точки, его наличие сильно повышает средний чек, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «И в текущих условиях это актуально, когда люди преимущественно пользуются личным автомобилем, чтобы избежать социальных контактов, а доставку заказать непросто. Но они вряд ли будут покупать алкоголь на заправках на постоянных условиях». Логика запрета на продажу слабого алкоголя оправдана в силу российского менталитета: продается – значит, можно купить и выпить, полагает Бурмистров. Он считает верным со стороны топливного союза просить послаблений в условиях падения спроса, но полагает, что давать эти послабления не вполне оправдано.

В письме от 2 апреля РТС просит Мишустина поддержать АЗС во взаимодействии с банками. Союз просит сохранить текущие лимиты по кредитам, продлить действующие кредитные линии, дать возможность заключать новые на существующих условиях, а также отсрочить процентные платежи по кредитам до 2021 г. и отменить штрафы за неисполнение обязательств, связанных выручкой на АЗС. Снижение трафика приводит к уменьшению выручки на АЗС, пишет союз. А поскольку основные ковенанты опираются на финансовые результаты организаций, банки могут снизить текущие лимиты и потребовать досрочного погашения долгов.

Вряд ли банки будут применять санкции за невыполнение финансовых показателей, поскольку все понимают общую ситуацию в стране, говорит вице-президент Ассоциации банков «Россия» Алексей Войлуков: «Главное – чтобы Центральный банк смотрел на это тоже с пониманием и не требовал от банков ухудшения финансового положения по таким заемщикам». 

Он отметил, что у банков есть запас прочности, который позволяет давать послабления клиентам в сложных условиях. Но важно понимать, что этот запас не бесконечен, а проблемы возникли не только у АЗС. «Многие меры поддержки сейчас завязаны на банках, включая кредитные каникулы. Отсрочка платежей для АЗС – это сложный вопрос, поскольку любой коммерческий банк оперирует деньгами с рынка, в том числе от населения, и должен выдавать эти деньги по первому требованию, – объясняет Войлуков. – И скорее всего число таких обращений увеличится. Поэтому здесь важно соблюдать баланс».

Спрос на топливо падает, так как люди меньше перемещаются, рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «При этом владельцы АЗС понимают, что государство начинает раздавать деньги бизнесу, чтобы смягчить негативный эффект от режима самоизоляции. И было бы глупо под этот повод не просить себе разных бонусов». Из предложенных РТС мер государство скорее согласится на отсрочку кредитов, полагает Юшков. Вряд ли согласятся на продажу алкоголя – это не вписывается в государственную идеологию по поддержке здорового образа жизни, а просьбы о дешевом эквайринге противоречат интересам банков, указывает он. 

Представитель Борисова подтвердил получение письма и отметил, что оно находится в проработке. «Ведомости» ожидают комментарии пресс-службы правительства, представителей Минэнерго, Минпромторга, ЦБ, Росалкогольрегулирования, Минздрава, «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», Сбербанка, РСХБ, Газпромбанка, ВБРР и Альфа-банка.