Минфин предлагает забрать у авиакомпаний около 7 млрд рублей субсидий

Эти субсидии позволяют сохранять часть региональных рейсов
РИА Новости
РИА Новости

Минфин предлагает забрать заложенные в бюджет субсидии на выполнение региональных рейсов и перераспределить эти средства на другие цели. Об этом «Ведомостям» рассказали сотрудники трех авиакомпаний, знающие об этом от чиновников, и человек, близкий к Минтрансу. Речь идет о средствах, закладываемых ежегодно в бюджет по постановлению правительства № 1242 на субсидирование региональных перевозок, в бюджет 2020 г. на эти рейсы заложено 8,3 млрд руб., уточняют собеседники «Ведомостей».

«Это самая крупная и успешная программа в России по субсидированию авиаперевозок», – считают они. Субсидируемые по постановлению рейсы выполняются с начала года, но пик этих перевозок приходится на высокий сезон, поэтому у отрасли планируют забрать почти все эти средства, добавляют два собеседника. Авиакомпании могут лишиться порядка 7 млрд руб. субсидий, уточняет один из них.

Мировая гражданская авиация из-за эпидемии коронавируса переживает глубочайший кризис в истории. Международные перелеты российские авиакомпании прекратили еще в марте (остались только чартерные рейсы для возврата россиян на родину), со второй половины марта стал стремительно падать спрос и на внутренние перелеты. По данным Международной ассоциации аэропортов, в первую неделю апреля внутренний пассажиропоток относительно аналогичного периода 2019 г. упал в 10 раз, во второй и третьей неделе апреля – уже в 14–16 раз.

Этот аргумент и приводит Минфин: раз перевозки почти остановились, то и субсидии не нужны и средства лучше перенаправить на другие цели, говорят два собеседника «Ведомостей». Минтранс выступает резко против изъятия этих субсидий, добавляют они. «Ведомости» направили запросы в эти министерства. Предложение Минфина может быть рассмотрено на совещании в правительстве уже сегодня, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник. Минфин и Минтранс представят свои аргументы. Обычно побеждал Минфин, ему, например, удается блокировать выделение авиакомпаниям из бюджета компенсаций за подорожание керосина в 2018 г.: эта компенсация была обещана летом 2018 г., осенью 2019 г. Заплатить ее поручил президент Владимир Путин, но и его поручение до сих пор не выполнено.

Согласно постановлению № 1242, субсидируется не перевозка каждого пассажира, а конкретный рейс, поэтому авиакомпании продолжают выполнять большую часть субсидируемых рейсов даже при снижении спроса, говорит сотрудник российской авиакомпании. И это серьезная поддержка для терпящей бедствие отрасли. К тому же спрос на перелеты, минуя Москву, упал далеко не так сильно, в том числе и потому, что прилетающим не из Москвы не надо сидеть на карантине, объясняют собеседники в двух авиакомпаниях. Большинство российских регионов ввело обязательный 14-дневный карантин для прилетающих из Москвы. Значительная часть субсидируемых рейсов выполняется в труднодоступных районах востока страны, где авиация часто является единственным средством связи. Сейчас уже больше половины внутреннего трафика – это пассажиры минуя Москву, до эпидемии доля таких была около 25%, оценивает сотрудник российской авиакомпании.

15 апреля Путин предложил правительству выделить авиакомпаниям 23 млрд руб. поддержки. Минфин как раз хочет забрать субсидии и направить их на выполнение этого предложения, т. е., по сути, снизить обещанную президентом помощь на 7 млрд руб., возмущен сотрудник одной из авиакомпаний. Прекращение субсидирования будет означать закрытие этих маршрутов, они развивались годами и на их восстановление тоже могут уйти годы, предупреждают сотрудники двух авиакомпаний.

«Спрос на перевозки в центральной части России, конечно, упал сильно, но пассажиропоток на рейсах по Западной Сибири и Дальнему Востоку, которые мы выполняем на самолетах Ан-24/26 и Ан-28, сократился далеко не так сильно», – говорит представитель авиакомпании «Ираэро». «Ираэро» продолжает выполнять бОльшую часть своих субсидируемых перевозок. «Многие населенные пункты в этой части нашей огромной страны связаны между собой только авиасообщением; жаль, что у Минфина нет средств купить подробную карту автомобильных и железных дорог России», – говорит представитель «Ираэро».

Крупнейшими парками региональных судов в России оперируют S7 и Utair: соответственно 17 судов Embraer-170 и 15 судов ATR-72.

Все рейсы S7 Airlines по программе субсидированных перевозок выполняются, их востребованность остается высокой и планов по их сокращению нет, говорит представитель авиакомпании: «Сейчас мы выполняем полеты по 20 маршрутам, в летний сезон планируем еще расширить географию». По его словам, процедура получения субсидий довольно сложная и занимает несколько месяцев – необходимо оформление большого пакета документов как со стороны авиакомпаний, так и региональных властей, которые софинансируют рейсы. «В случае прекращения финансирования быстро возобновить полеты будет невозможно, так что авиасообщение на субсидируемых линиях в ближайший высокий сезон будет полностью прекращено», – заключает он.

«Ведомости» направили запрос в Utair.