Интернет-агрегаторы хотят подключиться к торговле алкоголем

Подготовлены новые поправки в закон
Максим Столов / Ведомости

«Яндекс.Маркет» предложил правительственной рабочей группе по «регуляторной гильотине», куда входят представители Минфина, алкогольных компаний, ассоциаций и др., рассмотреть новую версию законопроекта об онлайн-торговле алкоголем. Об этом «Ведомостям» рассказал один из участников группы. Информацию также подтвердили заместитель гендиректора «Яндекс.Маркета» Артем Глущенко и ответственный секретарь группы и директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Проект разработали несколько участников группы и, если она его согласует, документ направят в правительственную подкомиссию для утверждения, рассказывает Дурдыев.​

Онлайн-продажи алкоголя сейчас под запретом. Но, несмотря на это, алкоголь нелегально продается в интернете – рынок составляет 2–3 млрд руб. в год, подсчитывал ранее Минфин.

Снятие запрета обсуждается уже несколько лет. Минфин разработал законопроект о поэтапной легализации онлайн-продаж алкоголя еще в 2019 г. и направил в правительство: онлайн-торговля должна начаться с российских вин с защищенным географическим указанием и наименованием места происхождения, а потом уже распространиться на крепкий алкоголь и пиво. Представитель правительства не ответил на запрос. 

В новой версии предлагается отказаться от поэтапной легализации онлайн-торговли, это было одним из главных замечаний членов рабочей группы к предыдущей версии законопроекта, говорит Дурдыев. Кроме того, торговать алкоголем предлагается сайтам, принадлежащим не только непосредственному продавцу спиртного, но также и агрегатору информации о товарах. В прежней версии не было уточнения об агрегаторах, и они могли оказаться вне правового поля после принятия закона. А сейчас именно агрегаторы и маркетплейсы – важные участники онлайн-торговли потребительскими товарами, говорит Дурдыев.

Еще одно предложение – подключать к онлайн-продажам сайты в доменных зонах .ru или .рф: так все крупные онлайн-гипермаркеты и маркетплейсы смогут добавить в ассортимент алкоголь, а не создавать отдельную онлайн-площадку для торговли алкоголем, говорит Дурдыев. Проект Минфина позволяет торговать только сайтам в специальной зоне .egais.ru.

Минфину известно о предложениях бизнеса, говорит представитель министерства. Но ведомство по-прежнему считает: торговать алкоголем онлайн должны только сайты, зарегистрированные в доменной зоне egais.ru. Это позволит избежать злоупотреблений и эффективно контролировать рынок, объясняет представитель ведомства.

В конце 2018 г. категория алкоголя появилась в каталоге «Яндекс.Маркета»: там размещена информация о продукции дистрибуторов, напоминает Глущенко. У компании нет планов самостоятельно торговать алкоголем. Алкоголь – востребованный продукт, и, если он будет доступен онлайн, компания хотела бы и дальше размещать объявления партнеров.

Онлайн-агрегаторы, такие как «Яндекс.Маркет», могут размещать на своих сайтах информацию об алкогольной продукции без лицензии на продажу алкоголя, уверяет представитель Минфина. Но заниматься онлайн-торговлей и доставлять продукцию с привлечением сторонних организаций недопустимо – возникают регуляторные риски, добавляет он.

Если при допуске к онлайн-торговле не будет дискриминации отдельных видов алкоголя и лицензирования онлайн-продаж, а также появится доступ к торговле для большего числа сайтов и агрегаторов, то такой проект «Опора России» поддержит, говорит председатель комитета по производству пивоваренной продукции и напитков брожения «Опоры России» Алексей Небольсин.

А вот президент Союза производителей алкогольной продукции и вице-президент ГК «Руст» Игорь Косарев этот проект не поддерживает. По его мнению, он не в полной мере учитывает ограничения для розничной торговли алкоголем и допускает возможность злоупотреблений. Размещение в зоне .egais.ru принципиально для прозрачности дистанционной торговли, считает он. Кроме того, при доставке алкоголя сторонней курьерской службой размывается ответственность за нарушение правил торговли (проверка возраста покупателя, времени и места доставки), рассуждает он. Если заказ оплачивается до получения, то сложно проконтролировать фактическое время и место доставки.

Продукция должна доставляться с соблюдением установленных ограничений по времени, а если заказ повезет сторонний курьер, то за его действия отвечает продавец, следует из текста законопроекта. Получить заказ может только совершеннолетний человек, а если у курьера возникнут сомнения, то он вправе проверить документы. Если не удастся установить возраст, заказ должен быть отменен. 

Онлайн-торговля товарами в России оценивается в 1,5 трлн руб. – около 3,5% от всей розничной торговли, говорит председатель совета Торгово-промышленной палаты России по развитию электронной коммерции Алексей Федоров. На агрегаторы и маркетплейсы приходится 35% онлайн-продаж, а 20% трафика онлайн-магазинов идет с «Яндекс.Маркета». Это значит, агрегаторы – важный участник торговли и нужно допустить их к продажам, считает Федоров. 

Сейчас многие онлайн-магазины работают как маркетплейсы: в их ассортименте одна и та же продукция от разных продавцов и по разной цене, напоминает Федоров, это делает рынок более конкурентным и от этого выигрывает потребитель. Если онлайн-продажу все же разрешат, то примерно 5–6% алкоголя будет продаваться онлайн, подсчитал Федоров.