Почему «Россия» активнее всех в мире использует флот легендарных Boeing 747

Крупнейшие мировые игроки не могут найти пассажиров для сверхвместительного Jumbo Jet
«Россия» не планирует отказываться от эксплуатации флота Boeing 747 как минимум до 2023–2024 гг. /РИА Новости

Национальный перевозчик Австралии Qantas сообщил в конце прошлой недели о завершении эксплуатации последнего самолета Boeing 747 в своем парке, свой финальный рейс лайнер совершил из Сиднея в Лос-Анджелес. Qantas летала на этой модели 40 лет. Ранее в июле о выводе из эксплуатации Boeing 747 сообщила British Airways, она была крупнейшим в мире оператором данной модели (31 лайнер). Ранее British Airways планировала полностью отказаться от Queen of the Skies только в 2023–2024 гг., но ускорила вывод из-за сокращения спроса, вызванного пандемией COVID-2019.

Лидером по количеству пассажирских Boeing 747 в парке стала крупнейшая европейская авиакомпания – немецкая Lufthansa: у нее 28 таких лайнеров. На 2-м месте – национальный перевозчик Южной Кореи Korean Air с 23 судами, на 3-м – авиакомпания «Россия» («дочка» «Аэрофлота») с девятью.

Boeing 747 – легендарная модель, первый в мире дальнемагистральный самолет, он сделал возможными беспосадочные перелеты между Европой и США. Поставки Boeing 747 авиакомпаниям начались в 1970 г. Это самый узнаваемый из летающих сейчас гражданских самолетов благодаря горбу в носовой части, где расположена верхняя палуба. Это также самая вместительная из всех моделей Boeing. У «России» они вмещают 510 пассажиров в эконом- и 12 в бизнес-классе.

Больше всего 747 летают у Korean Air – 11 судов, но остальные 12 простаивают, следует из данных ресурса flightradar24. У Lufthansa простаивают 20 Boeing 747, летают только восемь. Активнее всех в мире использует свой флот Jumbo Jet именно «Россия»: у нее летают восемь таких лайнеров. Только девятый с весны простаивает в аэропорту г. Шарджа (ОАЭ), но скоро будет использоваться весь флот. До конца месяца его планируется перегнать в Россию и также задействовать в перевозке пассажиров, говорит представитель «России». Для сравнения: национальный перевозчик Китая Air China поставил на бетон три из восьми своих Boeing 747, национальный перевозчик Таиланда Thai Airways – все восемь. У эксплуатантов грузовых Boeing 747, наоборот, все хорошо: ограничения для грузовых авиаперевозок не вводились, а спрос на них заметно вырос, так как часть грузов ранее перевозилась пассажирскими лайнерами.

«В период пандемии и резкого спада спроса размеры Boeing 747 и его французского аналога Airbus 380 стали избыточными, авиакомпании просто не могут заполнить их пассажирами», – говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Даже до пандемии популярность четырехдвигательных Boeing 747 и Airbus 380 падала, авиакомпании отказывались от них в пользу двухдвигательных дальнемагистральных самолетов – Boeing 777 и Boeing 787, Airbus 330 и Airbus 350, которые потребляют значительно меньше топлива.

«Наш флот Boeing 747 используется в основном для перевозки пассажиров из городов России на черноморские курорты – в том числе из Хабаровска и Владивостока в Сочи и Симферополь. Загрузка рейсов, которые продаются в рамках комплексного туристического продукта, составляет практически 100%, даже в эконом-классе лайнеров свободными остается от одного до четырех мест», – рассказал представитель «России». Вся страна с конца марта до июня просидела на самоизоляции, пассажирские перевозки весной упали в 11–12 раз и начали восстанавливаться только во второй половине июня. Международные перелеты из России будут разрешены с 1 августа только в три страны – Турцию, Великобританию и Танзанию, поэтому российские курорты пользуются повышенным спросом. «Большой внутренний российский рынок позволяет загрузить даже Jumbo Jet. У других стран нет таких пространств, а глобальные международные перевозки только начали восстанавливаться», – отмечает Пантелеев.

Airbus уже сообщила о прекращении выпуска своего Jumbo Jet – Airbus 380 – в 2021 г. Корпорация Boeing также прекратит производство Boeing 747, рассказал «Ведомостям» топ-менеджер российского заказчика этой модели. «На данный момент компания Boeing продала 1556 лайнеров данной модели своим заказчикам по всему миру. Из них активно используется около 500 лайнеров – как в пассажирской, так и в грузовой версии», – говорит представитель Boeing. «Для выполнения обязательств по уже существующим заказам по программе Boeing 747 при темпе производства 0,5 самолета в месяц потребуется более двух лет производства», – добавляет представитель компании.

«Россия» не планирует отказываться от эксплуатации флота Boeing 747 как минимум до 2023–2024 гг., говорит представитель авиакомпании. «Из более новых и экономичных с точки зрения расхода топлива моделей Boeing 747-8 в настоящее время используются восемь самолетов, остальные 11 стоят на парковке, при росте спроса он будет покрываться в том числе этими лайнерами», – рассказал представитель Lufthansa. Более возрастные Boeing 747-400 все находятся на парковке, в среднесрочной перспективе Lufthansa не будет использовать 747-400, а в долгосрочной перспективе решение по этой модели не принято, добавил собеседник «Ведомостей».