Росстат хочет использовать искусственный интеллект для расчета инфляции

Новые технологии помогут автоматизировать сбор и анализ данных
Для расчета инфляции можно было бы использовать и данные по динамике цен, которые собирают сами ритейлеры /Евгений Разумный / Ведомости

Федеральная служба государственной статистики предлагает использовать искусственный интеллект (ИИ) для расчета инфляции – это следует из ее обращения в Минкомсвязи (с ним ознакомились «Ведомости», его подлинность подтвердил представитель Росстата). Ведомство предлагает внести проект с бюджетом 460 млн руб. в нацпрограмму «Цифровая экономика».

Росстат занимается расчетом индекса потребительских цен, т. е. отслеживает динамику изменения цен на различные виды товаров, объясняет «Ведомостям» его представитель. Сейчас эти данные собираются вручную: сотрудники-регистраторы еженедельно обходят магазины, а для фиксации цен используются смартфоны со специализированным программным обеспечением, говорит он. Еженедельно отслеживается 100 позиций, ежемесячно – 520 продовольственных и непродовольственных товаров. Росстат собирает данные как по крупным сетевым ритейлерам, так и по небольшим специализированным магазинам и рынкам.

Эту процедуру можно автоматизировать. Например, уже сейчас в экспериментальном порядке Росстат анализирует данные с кассовых аппаратов в магазинах некоторых ритейлеров.

Для расчета инфляции можно было бы использовать и данные по динамике цен, которые собирают сами ритейлеры, однако есть узкие места, которые пока мешают использованию этих баз, отмечает представитель Росстата. Кодификация товаров в системах разных ритейлеров может отличаться, что создает проблему для аналитики: чтобы точно интерпретировать эти данные и точно идентифицировать товары, как раз и требуется применение технологий ИИ, пояснил он.

89,69 млрд руб.

составляет бюджет федерального проекта «Искусственный интеллект»

С внедрением онлайн-касс и систем маркировки товаров с помощью штрих- и QR-кодов данных по ценам и потребительской активности стало много – очевидно, что ИИ позволит анализировать их более эффективно, рассуждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Например, X5 Retail Group верифицировала свою методологию «Индекс Пятерочки» с Росстатом и постоянно публикует ценовые индексы, которые более релевантны, чем официальная ценовая статистика, рассказывает эксперт. Учитывая, что сейчас 10% ритейлеров занимают 36% рынка продовольственных товаров, анализ цен в таких сетях позволил бы получить более качественные данные о ценовой динамике, чем те, что с высокой долей ручного труда собирает Росстат, считает Бурмистров.

Данные по ценам и потребительскому спросу можно было бы собирать с кассовых аппаратов, объясняет федеральный чиновник. Так уже сейчас делает ФНС, напоминает он. Однако, чтобы Росстат также получил доступ к этому массиву данных в полном объеме, ритейлеров должны обязать делиться ими с ведомством на законодательном уровне, предупреждает он.

«Ашан» передает Росстату сведения о продажах, заполняя специальную форму, рассказал его представитель. О других формах сотрудничества представитель не говорит.

Продуктовый ритейлер «Магнит» также регулярно предоставляет Росстату информацию о продажах в рамках обязательной статистической отчетности для розничных компаний, рассказали «Ведомостям» в розничной сети. Представители «Магнита» положительно относятся к инициативе ведомства внедрять современные технологии и готовы обсуждать развитие сотрудничества.

В X5 Retail Group сообщили, что дирекцией больших данных компании разработаны и пилотируются алгоритмы, анализирующие цены, активности покупателей, – это делается, чтобы оптимизировать ценообразование. Сейчас пилот на стадии оценки эффективности, компания продолжает работу по улучшению математических моделей, интерфейса приложения и внедрению нового инструментария, отметили в X5 Retail Group.