Оборонный банк станет крупнейшим покупателем российских лайнеров SSJ100

Партия «Суперджетов» может обойтись Промсвязьбанку примерно в 140 млрд рублей
59 «Суперджетов» ждут своего покупателя/ Кирилл Кухмарь / ТАСС

В мае президент Владимир Путин одобрил программу покупки у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; входит в госкорпорацию «Ростех») и поставки российским авиакомпаниям в течение ближайших нескольких лет 59 ближнемагистральных самолетов SSJ100 – такое количество «Суперджетов» в разной степени готовности (в том числе 22 построено полностью) скопилось у ОАК за несколько лет. Производитель, профильные министерства и государственные лизинговые компании стали обсуждать, как выполнять это решение. Главный вопрос – кто купит эти самолеты для поставки в лизинг. Самыми явными кандидатами источники «Ведомостей» называли Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) и «ВЭБ-лизинг», крупнейших на данный момент покупателей SSJ100.

Но сейчас планы поменялись: эту партию лайнеров может купить лизинговая компания «ПСБ лизинг» за счет кредита Промсвязьбанка, которому она принадлежит на 100%. Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, близких к ОАК, и два федеральных чиновника. Один SSJ100 стоит около $33 млн, или 2,4 млрд руб. по нынешнему курсу, т. е. вся партия обойдется примерно в 140 млрд руб. Поставки новых SSJ100 из этой партии уже в этом году планируются «Аэрофлоту», Red Wings, возможно, «Азимуту» и «Якутии», говорят два человека, близких к ОАК.

Участие Промсвязьбанка в этой мегасделке еще обсуждается, окончательного решения пока нет, оговариваются два собеседника «Ведомостей». Решение принято окончательно, куратором авиационного направления в Промсвязьбанке назначен Юрий Новожилов, советник предправления банка Петра Фрадкова, утверждает человек, близкий к ОАК. «Промсвязьбанк прорабатывает варианты участия в данной сделке. Нам потенциально это интересно, мы нацелены на дальнейшее развитие нашего лизингового бизнеса», – говорит представитель банка.

Промсвязьбанк полностью принадлежит государству и с 2018 г. является специальным банком для кредитования оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Другие госбанки постепенно передают ему кредитные портфели предприятий ОПК, это должно сохранить их от западных санкций, под которые рискует попасть любой банк за кредитование оборонки. Промсвязьбанк на конец первого полугодия занимал 9-е место среди всех российских банков по размеру активов. «ПСБ лизинг», наоборот, крохотная компания, все ее активы по РСБУ на конец 2019 г. составляли менее 3 млрд руб., ее лизинговый портфель был меньше стоимости одного «Суперджета». Авиатранспортом эта компания никогда не занималась.

Было принято решение, что кредит на покупку 59 «Суперджетов» выдаст Промсвязьбанк, поэтому логично, что деньги возьмет и купит лайнеры его собственная лизинговая компания, объясняют два собеседника «Ведомостей». В случае совершения сделки компания разом станет крупнейшим владельцем флота SSJ100. Сейчас в лидерах «ВЭБ-лизинг», который владеет 51 «Суперджетом» (44 из них поставлены «Аэрофлоту»), и ГТЛК, владеющая парком из 44 таких лайнеров. 10 SSJ100 принадлежат «Сбербанк лизингу», а всего в 2011–2020 гг. ОАК поставила 173 SSJ100.

ГТЛК и «ВЭБ-лизинг» не горят желанием участвовать в этом проекте, говорят человек, близкий к ОАК, и федеральный чиновник. Способом господдержки проекта выбрана госгарантия банкам по кредитам на покупку этих 59 самолетов – правительство планирует госгарантию на 139,6 млрд руб. Но эта мера делает более интересным участие только для банка-кредитора, он сможет не создавать резервы по кредитам, поясняют собеседники. Для лизинговой же компании проект остается сложным и коммерчески не самым привлекательным, добавляют они.

«Сделка является очень капиталоемкой. При этом минимальный срок лизинга – 12 лет. В текущей ситуации привлечь средства в таком объеме и на такой длительный срок возможно только с единовременной докапитализацией лизинговой компании», – говорит представитель ГТЛК. Докапитализировать государственные лизинговые компании для этого проекта правительство не планирует. Представитель ВЭБа на запрос не ответил.

На конец июня капитал Промсвязьбанка составлял 227 млрд руб. Если он выдаст своей «дочке» «ПСБ лизинг» кредит на покупку 50+ «Суперджетов», то сразу нарушит норматив ЦБ по предельному риску на одного заемщика (максимум 25% от капитала). Этот технический момент будет решен, уверяют два человека, близких к ОАК, не вдаваясь в детали. Представитель Промсвязьбанка это не прокомментировал. Поставка 59 SSJ100 запланирована на 2020–2021 гг., в настоящее время с различными финансовыми структурами ​прорабатывается механизм финансирования сделки, до заключения контрактов озвучивать детали преждевременно, говорит представитель ОАК.

«Чтобы не нарушить норматив ЦБ по максимальному риску, банку необходимо будет увеличить собственный капитал. Финансирование такой крупной лизинговой сделки, скорее всего, будет растянуто во времени, что позволит банку нарастить капитал как за счет капитализации прибыли, так и за счет внешних вливаний», – указывает старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Руслан Коршунов. «ПСБ лизинг» никогда не занимался авиализингом, поэтому сделка с его участием может сильно затянуться в том числе потому, что компании понадобятся технические специалисты для приемки самолетов и дальнейшего контроля их технического состояния, отмечает один из собеседников «Ведомостей». Проект по господдержке продажи 59 «Суперджетов» должен вдохнуть новую жизнь в программу первого разработанного в России с нуля гражданского реактивного самолета. В последние несколько лет спрос на SSJ100 снижался прежде всего из-за того, что производитель не наладил систему поставки запчастей, из-за чего самолеты слишком много времени проводят на земле. В 2019 г. было поставлено всего пять новых лайнеров – это минимум за все девять лет поставок. Хотя по принятому в 2015 г. обновленному бизнес-плану ОАК должна была поставлять по 30 SSJ100 ежегодно. В 2019 г. «Ростех» и ОАК заявили, что реализуют проект по созданию эффективной системы постпродажного обслуживания, который включает и своевременное обеспечение запчастями.