«Детский мир» закроет две сети магазинов игрушек

Ритейлер сконцентрируется на открытии небольших магазинов «Детмир» и сети «Зоозавр»
Пресс-служба ГК «Детский мир»

Крупнейший российский продавец детских товаров – компания «Детский мир» – оптимизирует бизнес. Ритейлер закроет все магазины ELC (Early Learning Centre, Центр раннего развития), говорится в его отчете по МСФО за первое полугодие 2020 г. Аналогичное решение принято и по сети АВС, уточнил «Ведомостям» представитель «Детского мира». 

Сеть товаров для детей ELC в России работает по франшизе британской Mothercare. Ассортимент включает игрушки для детей от 0 до 10 лет, товары для творчества и развития, средства гигиены и проч. «Детский мир» приобрел эту сеть в 2012 г., но из-за того, что группа сосредоточилась на восстановлении своего основного формата после кризиса, ее развитие было заморожено. Полноценно ею компания занялась лишь в 2017 г. 

По данным на 30 июня 2020 г., «Детский мир» управлял 43 магазинами ELC. ABC ритейлер запустил в 2018 г. Эта сеть должна была привлечь тех покупателей игрушек, которым магазины ELC кажутся дорогими, поясняли тогда в компании. Под брендом ABC «Детский мир» успел открыть девять магазинов. 

Доля ELC и АВС в общей выручке группы за первое полугодие 2020 г. составила менее 0,5%, или 276 млн руб., указано в отчете «Детского мира». Решение о закрытии обеих сетей логично, считает гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. По его словам, из-за узкой специализации бизнеса у них не было потенциала для развития. 

Площадки ELC и АВС будут использованы для приоритетных проектов группы – пунктов выдачи заказов «Детмир» и сети для продажи товаров для животных «Зоозавр», говорит представитель «Детского мира». В сообщении группы сказано, что до конца 2024 г. она хочет открыть не менее 800 магазинов «Детмир» (сегодня их пять) и не менее 500 торговых точек «Зоозавр» (сейчас их 11). Инвестиции в открытие одного магазина каждой из сетей оцениваются в 3–4 млн руб., соответственно, общие затраты составят 3,9–5,2 млрд руб. 

Основной акцент будет сделан на увеличение доли онлайн-продаж товаров, уточняет представитель «Детского мира». В 2019 г. на них пришлось 15,7%, а в I квартале 2020 г – 18,4%. Сейчас доля составляет уже 25%, а в среднесрочной перспективе она вырастет до 45%, говорит собеседник «Ведомостей». 

Опрошенные «Ведомостями» аналитики планы «Детского мира» комментируют осторожно. Аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина называет «Детмир» и «Зоозавр» экспериментом – «правда, имеющим право на существование». Оба направления, по ее словам, будут постепенно адаптироваться к изменяющейся среде. Озвученные планы по открытию торговых точек не предполагают взрывного роста в течение года, а капитальные затраты на них незначительны, продолжает аналитик. Судя по запланированным масштабам, «Детский мир» планирует развивать эти сети по всей территории России, это позволит группе нарастить онлайн-продажи, говорит Бурмистров. По его словам, омниканальная модель в малых форматах, совмещающих торговый зал и пункт выдачи, как раз дает компании возможность выйти в небольшие города, где продажи офлайн были бы неэффективны. Амбициозными планы «Детского мира» называет старший аналитик «Атона» Виктор Дима. Он также считает решение развивать небольшие форматы, ориентированные на самовывоз, экономически оправданными. Но, по его словам, сейчас среди интернет-ритейлеров большая конкуренция – например, у Wildberries и Ozon нет ограничений по товарным категориям, а удачных примеров, когда офлайн-компания переводила все продажи в онлайн, пока на российском рынке не было. 

«Детский мир» по состоянию на 30 июня 2020 г. управлял 850 магазинами. Выручка ритейлера в первом полугодии cоставила 59,9 млрд руб. (+7,1% к аналогичному периоду 2019 г.), тогда как прибыль снизилась почти 49,7% до 1,1 млрд руб. Крупнейший акционер ритейлера – АФК «Система» Владимира Евтушенкова (около 20,4%), еще 4,6% – у Российско-китайского инвестиционного фонда. Оставшиеся акции находятся в свободном обращении.