Продажи электронных сигарет и вейпов растут

Но их доля в ближайшие пять лет вряд ли превысит 10%
Курильщики обычных сигарет все чаще переходят на электронные из-за роста цен на традиционную табачную продукцию/ Евгений Разумный / Ведомости

Китайская компания Smoore International Holdings, крупнейший в мире производитель электронных альтернативных средств потребления никотина, объявила о росте продаж в первом полугодии 2020 г. на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $561,3 млн. Базовая чистая прибыль выросла на 40% до $188,1 млн. Эпидемия COVID-19 практически не повлияла на деятельность компании: в I квартале продажи упали на 8,8% из-за месячного сокращения объемов производства из-за локдауна, но во II квартале выросли на 38,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Smoore, которой принадлежит представленный более чем в 60 странах мира бренд Vaporesso, лидирует в мире и по объему продаж (ее доля мирового рынка составляет 16,5%), и по капитализации (в настоящее время $30 млрд). В июле 2020 г. компания провела IPO на Гонконгской бирже и, по данным агентства Reuters, привлекла инвестиций на $918 млн. Компания была оценена в $23 млрд. Это одно из крупнейших IPO в Гонконге в этом году. Продажи компании растут быстро: согласно инвестиционному меморандуму, в 2019 г. показатель составлял $307,8 млн, в 2018 г. – $106,2 млн.

Штаб-квартира Smoore находится в Шэньчжэне, на границе с Гонконгом, где разместились многие технологические компании, в том числе и производители электронных сигарет (всего в регионе насчитывается более 600 таких производителей). Производственные мощности Smoore должны удвоиться в следующем году и увеличиться еще на две трети к 2023 г. В Китае производится 90% всех электронных устройств для курильщиков, из которых 90% идет на экспорт.

Именно экспорт позволил Smoore добиться впечатляющего роста продаж. По данным компании Frost & Sullivan, которая помогала Smoore составить инвестиционный меморандум для IPO, объем продаж электронных устройств для курильщиков в Китае в 2019 г. составил $2,7 млрд, а в США – в 10 раз больше. Торговая война между США и Китаем и ее последствия в виде повышения пошлин на ввоз электронных сигарет и вейпов в США до 25% не повлияли на бизнес Smoore, поскольку популярность вейпинга растет как среди потребителей традиционных сигарет, так и среди новой аудитории.

Именно к новой аудитории обращаются американские производители вейпов, такие как Juul, Vuse (подразделение табачного гиганта Reynolds American) и Puff Bar. Лидером рынка является Juul (доля около 70%), причем популярность их вейпов среди молодежи достигла такого уровня, что в языке появился глагол Juuling («джулить», т. е. употреблять продукцию Juul). Власти как США, так и Китая озабочены потреблением электронных сигарет среди несовершеннолетних и вводят различные ограничения на продажу этих товаров.

По данным Frost & Sullivan, объем мирового рынка электронных курительных средств в 2019 г. оценивается в $6,7 млрд. Курильщики традиционных сигарет все чаще переходят на электронные из-за роста цен на традиционную табачную продукцию и ужесточения запретов на курение в общественных местах. Это одна из причин, почему рост продаж электронных курительных средств в период с 2019 по 2024 г. прогнозируется на уровне в 25% в год, тогда как традиционные сигареты будут продаваться лишь на 5,2% лучше. И в течение этого периода доля вейперов может вырасти с 4,2 до 9,3%.

Впрочем, доля любителей пара может вырасти и быстрее. Независимая исследовательская фирма CFRA прогнозирует, что потребление традиционных сигарет в мире будет падать следующие несколько лет на 3% в год. В целом же, по данным ВОЗ, в мире насчитывается более 1 млрд курильщиков и, учитывая прирост населения, их количество не снизится минимум до 2025 г.-