AstraZeneca покупает Alexion за $39 млрд

«Большая фарма» стремится заработать на лечении редких заболеваний
Чем более редкое заболевание – тем выше может быть прибыль от одного пациента / FRANCIS MASCARENHAS / REUTERS

Британско-шведская компания AstraZeneca объявила 12 декабря о грядущем приобретении американской Alexion за $39 млрд. Сделка, которая подразумевает обмен акциями и выплату акционерам Alexion, оценивает американскую компанию в $175 за акцию, что на 45% выше цены закрытия в пятницу. В результате сделки акционеры Alexion будут владеть около 15% акций объединенной компании. По сообщению AstraZeneca, сделка еще должна быть одобрена акционерами обеих компаний и регулирующими органами и должна быть закрыта в III квартале 2021 г.

«Эта сделка позволит нам укрепить свои позиции в области иммунологии. Мы с нетерпением ожидаем начала сотрудничества с нашими новыми коллегами <...> для создания жизненно важных препаратов для пациентов», – заявил генеральный директор AstraZeneca Паскаль Сорио. «На протяжении почти 30 лет Alexion работала над разработкой и поставкой препаратов для лечения редких болезней для пациентов по всему миру. <...> С этой сделкой в истории Alexion начинается новая увлекательная глава», – отметил генеральный директор Alexion Людвиг Хантсон.

AstraZeneca была образована в 1999 г. в результате слияния шведской Astra (основана в 1913 г.) и британской Zeneca Group (основана в 1912 г.). Alexion была основана в 1992 г. бизнесменами Стивеном Скинто и Леонардом Беллом. Alexion производит лекарства для лечения сложных и редких заболеваний в области гематологии, неврологии, нефрологии, обмена веществ и онкологии. Как отмечает The Wall Street Journal, львиная доля из $6 млрд годовой выручки Alexion приходится на продажи препарата Soliris, который получил одобрение в ряде стран для лечения редких заболеваний крови. Это одно из самых дорогих лекарств в мире: курс лечения одного пациента обходится в сотни тысяч долларов. По данным FactSet, Soliris принесет компании в 2020 г. $4,2 млрд. Обновленная версия Soliris под названием Ultomiris должна принести ей в этом году еще $1,1 млрд.

Таким образом, как отмечает агентство Bloomberg, препараты для лечения редких заболеваний могут приносить фармацевтическим компаниям миллиарды долларов от сравнительно небольшого количества пациентов. Приобретение небольших производителей, которые разрабатывают такие препараты, стало в последнее время популярным способом увеличения выручки для компаний «большой фармы». Так, в 2018 г. крупнейшая азиатская фармацевтическая компания – японская Takeda Pharmaceutical купила ирландского производителя Shire за $62 млрд. А в 2017 г. американский гигант Johnson & Johnson купил швейцарского производителя Actelion за $30 млрд.

Кроме того, разработки Alexion в области моноклональных антител могут оказаться полезными AstraZeneca и в условиях пандемии: два таких препарата, разработанных фармацевтическими компаниями Eli Lilly и Regeneron Pharmaceuticals, получили одобрение регулирующих органов в США для лечения коронавирусной инфекции.

В разработке вакцины от COVID-19 AstraZeneca отстает от американских конкурентов Pfizer и Moderna. Компания работает совместно с Оксфордским университетом и в конце ноября опубликовала предварительные результаты клинических испытаний, проведенных на 20 000 добровольцев. Средняя эффективность вакцины AstraZeneca составила 70%, в то время как у американских конкурентов этот показатель превышает 90%. Вакцина Pfizer уже одобрена регулирующими органами в Великобритании и США, власти начали вакцинацию населения. AstraZeneca прогнозирует одобрение своей вакцины в США в течение шести недель.