«Абрау-Дюрсо» начала производство масла из виноградной косточки

Популярность этого продукта в России растет
Ранее «Абрау-Дюрсо» отправляла виноградные косточки гнить на полях /Виталий Тимкив / ТАСС

Группа компаний «Абрау-Дюрсо» начала выпуск первого собственного продукта питания – масла из виноградной косточки под одноименным брендом, рассказал «Ведомостям» представитель компании. По его словам, новая продукция уже продается в магазинах и ресторанах на территории поселка Абрау-Дюрсо. Скоро она поступит и в собственную сеть магазинов компании. Также компания завершает переговоры с крупными торговыми сетями. Договоренность о поставках на ближайшие три месяца подтвердил, к примеру, представитель «Азбуки вкуса». По его словам, в ассортименте ритейлера это первое отечественное виноградное масло холодного отжима.

«Абрау-Дюрсо» – крупнейший российский производитель шампанского и игристых вин (в 2019 г. компания занимала, по расчетам «Ведомостей» на основе данных ЦИФРРА, 19% рынка). Также группа выпускает тихие вина и является одним из крупнейших владельцев виноградников в России (3300 га).

Группа производит масло из собственного сырья. Это позволяет максимально эффективно и рационально использовать продукцию виноградников, а также расширяет ассортимент, говорит представитель компании: «Ранее в процессе переработки винограда косточки не выбирались отдельно и вместе с остатками жмыха отправлялись на поля, подготовленные к высадке виноградников, где перепахивались, превращались со временем в перегной и формировали плодородный слой».

Отжимом масла по заказу «Абрау-Дюрсо» занимается завод-партнер, а розливом – входящая в группу винодельня «Юбилейная» в Краснодарском крае. На данный момент «Абрау-Дюрсо» выпустила первую партию масла общим объемом 16 т. Каким будет ежегодный объем производства, компания не раскрывает. «Планы пока строить преждевременно, мы только выходим на новый для нас рынок. Но возможности по производству у нас значительные, а амбиции большие – лидировать в данном сегменте», – говорит президент группы Павел Титов.

Масло выпускается под брендом «Абрау-Дюрсо» в стеклянных бутылках по 250 мл, рекомендованная розничная цена – 349 руб. Аналогичная продукция конкурентов продается по сопоставимой цене или выше: например, нерафинированное виноградное масло Imperial Oil из Киргизии стоит 399 руб. за такой же объем, российское R.O.S – 468 руб., согласно данным интернет-магазина Ozon.

Продавать новый продукт под одноименным винным брендом в данном случае хорошая идея, считает партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев. По его словам, потребителей может заинтересовать новый товар под известной маркой. Вместе с тем это также сыграет на руку и имиджу вина: компания еще раз напоминает своим клиентам, что она производит вино из собственного винограда, рассуждает эксперт.

Масло из виноградной косточки на российский рынок пока в основном завозится из-за рубежа, говорит Петр Романишин, совладелец крупного производителя вина «Фанагория». Россия в 2020 г. импортировала 112 т, основные страны-поставщики – Испания и Италия, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы.

«Фанагория» несколько лет назад тоже рассматривала выпуск виноградного масла и даже произвела пробную партию, говорит Романишин. Но пока решила отказаться от этого направления: продукция достаточно дорогая, нишевая и спрос на нее небольшой. Впрочем, он не исключил, что в дальнейшем компания вернется к этой идее. Производство масла из виноградных косточек рассматривали многие виноделы, но пока о реализованных конкретных проектах не известно, говорит президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович.

Самым популярным в стране остается подсолнечное масло: его потребление составляет 2,5 млн т ежегодно, говорит исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. По данным Nielsen, на него приходится 72% продаж. Для сравнения: на оливковое – 22%, а на виноградное – лишь 0,6%. Хотя продажи последнего растут – на 26,7% в натуральном выражении за период с февраля 2020 г. по январь 2021 г. Спрос на альтернативные масла объясняется трендом на здоровый образ жизни и желанием потребителей экспериментировать, считает представитель «Азбуки вкуса». Из-за низкой базы у таких продуктов действительно есть потенциал роста, хотя значительную долю в потреблении они вряд ли займут, говорит Мальцев.