«Роснефть» нашла новых партнеров в проект «Восток Ойл»
Сумма сделки по продаже 5% в «Восток Ойл» трейдерам Vitol и Mercantile & Maritime Energy может составить от 3,5 до 6 млрд евро
«Роснефть» подписала соглашение об основных условиях сделки по продаже 5% в проекте «Восток Ойл» с консорциумом международных трейдеров, в который вошли Vitol и Mercantile & Maritime Energy, сообщила пресс-служба «Роснефти».
«Соглашение подтверждает намерение консорциума приобрести долю в проекте “Восток Ойл” и закрепляет основные условия сделки. Ее закрытие ожидается после получения сторонами необходимых регуляторных и корпоративных одобрений», — отмечается в сообщении компании. В нем указано, что логистическим преимуществом проекта является возможность поставок сырья с месторождений сразу в двух направлениях — на европейские и азиатские рынки.
Что такое «Восток Ойл»
Ресурсный потенциал проекта «Восток ойл» составляет легкая малосернистая нефть, превосходящая по своим качествам нефть марки Brent. Подтвержденная ресурсная база проекта составляет 6 млрд т по нефти (с учетом газового конденсата), или 44 млрд барр. Потенциал поставок нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 г. в 25 млн т, в 2027 г. – в 50 млн т и начиная с 2030 г. – в 115 млн т.
Также в рамках проекта планируется построить завод по производству СПГ.
«Соглашение основано на нашем успешном многолетнем сотрудничестве с компаниями Vitol и Mercantile & Maritime. Ресурсный потенциал проекта "Восток Ойл", высокое качество нефти и его экономическая модель делают проект одним из наиболее привлекательных объектов для инвестирования в мировой энергетической отрасли, что подтверждается высоким интересом к нему крупных мировых компаний и оценками ведущих инвестиционных банков», — отметил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, слова которого приводятся в сообщении.
По его словам, проект представляет интерес для компаний, специализирующихся на поставках сырья, трейдинге и логистике, имеющих разветвленную клиентскую базу и каналы сбыта по всему миру и учитывающих будущую потребность поставок «зеленой» нефти.
Как отмечает «Роснефть», недостаток инвестиций в нефтяную отрасль, а также рост населения на Земле и его благосостояния приводят к увеличению спроса на энергоносители, в связи с чем повышается необходимость в реализации проектов нового типа.
Ранее член совета директоров «Роснефти», бывший министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль заявила «Ведомостям» об использовании передовых экологических технологий в проекте. «Углеродный след при добыче нефти на «Восток Ойл» — всего 12 кг на баррель. По данным WoodMackenzie, в мире по новым месторождениям эта цифра — 50 кг. Предусматривается полная утилизация попутного нефтяного газа, что обеспечит проекту «углеродный след» на 75% ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире», — сказала она.
Совет директоров «Роснефти» 16 ноября 2020 г. одобрил продажу 10% в ООО «Восток Ойл» компании Trafigura. Согласно отчёту «Роснефти» по МСФО, сумма сделки составила 7 млрд евро. Сделка была закрыта 30 декабря. Представитель Trafigura отмечал, что потенциал нефтедобычи открытых и перспективных месторождений проекта «Восток Ойл» сопоставим с крупнейшими нефтяными проектами Ближнего Востока.
По оценке Goldman Sachs, в целом проект может привлечь более $100 млрд инвестиций в течение 2020–2060 гг. Аналитики Bank of America, в свою очередь, считают, что при благоприятной рыночной конъюнктуре и снижении рисков стоимость проекта может превысить $100 млрд. Однако учитывая новые открытия газа на проекте и при учете производства СПГ, общая оценка «Восток Ойл» может возрасти до $115-120 млрд, отмечают они. Исходя из этого, 5% в проекте могут стоить 6 млрд евро.
Исходя из оценки сделки с Trafigura, 5% будут стоить не менее 3,5 млрд евро, говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.
Аналитик по нефтегазовому сектору «Атона» Анна Бутко соглашается с такой оценкой. По ее мнению, для нефтетрейдеров покупка доли в проекте привлекательна с точки зрения обеспечения долгосрочных поставок высококачественной нефти, в то время как инвестиции в разведку и добычу глобальными мейджорами снижаются. «Поэтому в прессе появлялась информация, что кроме Trafigura переговоры велись "Роснефтью" также и с Vitol, Glencore и Gunvor», — говорит она.
Для Vitol покупка доли в «Восток Ойл» также позволит диверсифицировать страновые риски, отмечает она.