Саид Гуцериев заработал на крипте $150 млн

Инвестиции в биржи намного эффективнее майнинга криптовалют
За три года криптовалютный рынок вырос в 20 раз/ Андрей Гордеев / Ведомости

Член совета директоров «Сафмар финансовые инвестиции» и «М.Видео» Саид Гуцериев (№ 80 в российском списке Forbes) продал свои доли в трех криптобиржах – Currency.com, Capital.com и Zubr.io, следует из выписок компаний. Факт продажи бирж подтвердил представитель самого бизнесмена.

Гуцериев начал активно вкладывать в криптовалютный рынок в июле 2017 г. и рассчитывал надолго задержаться в индустрии, говорил он российскому изданию Forbes, но с начала 2021 г. начал избавляться от своих долей.

Покупателями стали международная криптобиржа FTX и партнер Гуцериева, белорусский бизнесмен Виктор Прокопеня. Представитель VP Capital Прокопени подтвердил это. Сумма сделок не раскрывается, но на продаже Гуцериев мог заработать порядка $150 млн, подсчитали «Ведомости».

Более $20 млн на три проекта

Первым большим проектом инвестора был трейдинговый стартап на основе искусственного интеллекта Capital.com (юрлица зарегистрированы в Белоруссии, Великобритании и на Кипре). Гуцериев вложился в него в 2017 г. вместе с Прокопеней. Они инвестировали в проект $25 млн (по $12,5 млн каждый), еще около $1,5 млн потратили на покупку домена, писал РБК.

В 2019 г. этот стартап стал инфраструктурной компанией для первой легальной криптобиржи в СНГ – Currency.com, юридические лица которой зарегистрированы в Белоруссии, Великобритании и на Гибралтаре. Инвестиции Гуцериева и Прокопени на момент запуска проекта составили $10 млн на двоих. На этой бирже торгуются токенизированные активы на сырье, акции, индексы, привязанные к базовой рыночной стоимости традиционных финансовых активов. Их котировку и обеспечивает Capital.com. Возможность страховать риски за счет инвестиций криптовалюты в токены, привязанные к стоимости реальных активов, и привлекает инвесторов к бирже Currency.com.

В 2018 г. Гуцериев основал биржу криптодеривативов Zubr.io (зарегистрирована на Гибралтаре). Инвестиции в проект только в 2019 г. превысили 4 млн евро, следует из отчетности головной компании. С ее продажи в мае 2021 г. и начался выход Гуцериева из криптовалютных проектов.

Как выходил с крипторынка

В мае 2019 г., через четыре месяца после запуска Currency.com, Саид Гуцериев говорил изданию Forbes, что «собирается вдолгую работать в этой индустрии». Но меньше чем через два года планы изменились.

«Проекты, в которые фонд инвестировал средства несколько лет назад, достаточно быстро развивались и стали привлекать внимание крупнейших международных инвесторов в сегменте технологий блокчейна и криптовалют. Переговоры с заинтересованными покупателями начались еще в прошлом году, и весной 2021 г. Larnabel Ventures достиг принципиальной договоренности о продаже своих долей в проектах Zubr.io, Capital.com и Currency.com», – сказал «Ведомостям» Антон Гольцман, директор департамента по коммуникациям и связям с инвесторами «Сафмар финансовые инвестиции», но отказался раскрыть детали сделки.

Контроль над юридическим лицом биржи Zubr.io был у кипрской Innovatia Ltd. В мае владельцем Innovatia Ltd вместо кипрского фонда Гуцериева Larnabel Enterprises Ltd стала крупная международная криптобиржа FTX. Ее представитель не ответил на запрос «Ведомостей».

Санкции на Гуцериева

Под названием Larnabel обычно упоминаются фонды семьи Гуцериевых, которые участвуют в цифровых технологиях. Представители бизнеса Гуцериевых фонд Larnabel Ventures обычно связывают с Саидом, а фонд Larnabel Enterprises – с Михаилом. 
21 июня Михаил Гуцериев попал под санкции ЕС против Белоруссии как «давний друг» Александра Лукашенко, накопивший благодаря этому значительное богатство и имеющий влияние в Белоруссии; 9 августа Гуцериев попал под санкции Великобритании против Белоруссии.
Попадание в санкционный список означает запрет на въезд, пользование и распоряжение имуществом, заморозку счетов и прекращение финансово-экономических отношений с самим Михаилом Гуцериевым и подконтрольными ему компаниями. Санкций в отношении Саида нет.

Вскоре после продажи Zubr.io были зарегистрированы сделки по продаже акций Capital.com и Currency.com, права на эти активы перешли от Larnabel Ventures к соинвестору этих проектов Прокопене, который стал владельцем 100% компаний.

Представитель VP Capital Прокопени подтвердил «Ведомостям», что фонд выкупил доли Larnabel Ventures в компаниях Currency.com и Capital.com. «Переговоры о продаже велись с начала 2020 г. На завершение сделок ушло более года. Учитывая, что Currency.com и Capital.com – регулируемые финансовые компании, для заключения сделок потребовалось получение одобрения нескольких регуляторов», – сообщил он.

Самый крупный из трех активов – биржа Currency.com – располагается в белорусском Парке высоких технологий (особая экономическая зона для IТ-компаний), но работает под надзором британского и гибралтарского регуляторов. Capital.com работает под надзором британского и кипрского финансовых регуляторов.

Как зарабатывают криптобиржи

Главный, но не единственный легальный способ заработка криптобирж – это комиссия с участников сделки (покупатель и продавец платят комиссию за то, что биржа сводит их вместе). Далее идет собственный токен, если таковой имеется: на входе или выходе трейдер меняет криптовалюту на токен биржи, а это допкомиссия. «3-е место отдам листингу криптопроектов на биржах. Знаю случаи, когда цена входа на такого рода биржи для эмитентов достигала 12 BTC (биткойнов)», – отмечает директор «LetsTrip & Киберномики» Михаил Худокормов.

Теоретически криптобиржи можно использовать для сокрытия теневых капиталов и отмывания денег, говорит блокчейн-консультант, сооснователь проектов UniDAO и Solomonic Денис Смирнов. С ним согласен ведущий аналитик 8848 Invest Виктор Першиков: «Большое количество мелких криптобирж позволяют прибегать к незаконным активностям из-за низкого уровня или отсутствия затратных KYC/AML процессов (принципы известности контрагента/клиента), отсутствия интереса к источнику средств клиентов, а также аффилированности с заинтересованными в сокрытии средств лицами. Криптобиржа представляет собой большой миксер, где и чистая, и грязная криптовалюта смешивается в процессе обмена, и порой отследить изначальные кошельки или транзакции бывает сложно. Поэтому мелкие локальные биржи продолжают выполнять функции прачечной». Но в последнее время регулирование этого рынка усиливается, и криптобиржи внедряют должные процессы. «Currency.com выгодно выделяется движением в сторону цивилизованного регулирования», – добавляет Першиков.

За последние 3–4 года доходы криптобирж выросли на порядок, говорят эксперты. «Причины следующие: рост количества участников в криптосфере и пользователей на биржах, рост числа транзакций в сетях криптовалют, что указывает на повышенный спрос на сделки с криптовалютой со стороны роботов на биржах. А также буллран (стремительное удорожание актива) 2020–2021 гг., в рамках которого криптобиржи получили значительную прибыль», – говорит Першиков из 8848 Invest. По совокупности этих факторов стоимость криптобирж Гуцериева выросла многократно.

Рост в 20 раз

В 2017 г., когда Саид Гуцериев заходил в рынок, биткойн торговался на уровне $2500, следует из данных Refinitiv, а капитализация всего рынка криптовалют, по данным coinmarketcap.com, была около $110 млрд. Своего пика криптовалютный рынок достиг в мае этого года – $2,5 трлн. Это в 20 раз больше, чем три года назад. Сейчас биткойн стоит около $46 000, а криптовалютный рынок после непродолжительного спада в июне вернулся на отметку $2 трлн.

Представители Гуцериева и Прокопени отказались раскрыть «Ведомостям» сумму сделок. Источник, знакомый с условиями продажи активов Гуцериевым, говорит, что бизнесмен мог заработать на ней около $150 млн.

Эксперты согласны с такой оценкой и приводят даже более значительные цифры. По состоянию на середину 2021 г. Худокормов из «LetsTrip & Киберномики» оценивает Currency.com в $500 млн, Capital.com – в $100 млн, а Zubr.io – в $10 млн. То есть в общей сложности в $610 млн. В каждом проекте у Гуцериева была примерно половина. Таким образом, его выручка с продажи может быть около $300 млн.

Несмотря на выход из трех своих криптопроектов, Гуцериев не потерял интереса к этой индустрии и «по-прежнему считает это направление перспективным (в том числе благодаря успешному кейсу по выходу из указанных выше проектов)», заявил представитель Гуцериева. Представитель VP Capital также сообщил, что фонд и в дальнейшем планирует активно инвестировать в проекты, связанные с криптовалютами.