Акционеры Tesla предупредили об экологических рисках покупки никеля у «Норникеля»

Но отказ Tesla от продукции «Норникеля» не будет критичным для российской компании, говорят эксперты
Из-за крупного ущерба экологии покупка металлов у «Норникеля» несет риски для производителя электромобилей Tesla, считают инвесторы американской компании/ Кирилл Кухмарь / ТАСС

Из-за крупного ущерба экологии покупка металлов у «Норникеля» несет риски для производителя электромобилей Tesla, считают инвесторы американской компании. Об этом говорится в материалах к собранию акционеров, опубликованных на сайте комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).

В разделе предложений инвесторов говорится, что некие «активисты коренных народов России» призвали Tesla не использовать продукцию «Норникеля», пока компания не устранит «разрушительный экологический, культурный и экономический ущерб от крупного нефтяного разлива» (вероятно, имеется в виду разлив дизельного топлива в Красноярском крае в мае 2020 г., когда в почву попало более 20 000 т нефтепродуктов у ТЭЦ-3 Норильска. – «Ведомости»). При этом в тех же материалах Tesla поясняет, что компания «никогда не заключала никаких соглашений с «Норильским никелем». В Tesla на момент сдачи материала не ответили на запрос.

В июле 2020 г. глава Tesla Илон Маск заявлял, что компания готова предоставить крупный контракт производителям никеля, приверженным концепции устойчивого развития. Согласно отчету «Норникеля», на компанию приходится 22% мирового производства никеля (по итогам 2020 г. производство в «Норникеле» выросло на 3% до 236 000 т). Другими ключевыми производителями являются бразильская Vale, австралийская BHP Group и швейцарская Glencore.

Никель используется при производстве аккумуляторов. По данным Reuters, в настоящее время Tesla закупает никель-кобальт-марганцевые батареи у южнокорейской компании LG Chem, а никель-кобальт-алюминиевые – у японской Panasonic. Они закупают никель у горнодобывающих компаний, которые Tesla не называет.

146,2 млрд руб.

такую сумму заплатила 10 марта 2021 г. в соответствии с решением Арбитражного суда Красноярского края Норильско-Таймырская энергетическая компания (входит в «Норникель»). Это штраф, который компенсирует вред, нанесенный экологии из-за разлива более 20 000 т дизельного топлива 29 мая 2020 г. у ТЭЦ-3 Норильска. В результате аварии нефтепродукты попали в почву и ближайшие водоемы 

Представитель «Норникеля» сообщил «Ведомостям», что компания не раскрывает информацию по контрактам, так как это коммерческая тайна. Указанный в отчете Tesla риск имеет отсылку к публикации в СМИ от августа 2020 г., заявил он. Речь идет об обращении членов неформального объединения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России «Абориген-форум» к Маску с просьбой игнорировать продукцию «Норникеля».

«Что касается взаимодействия с коренными народами Таймыра, «Норникель» уже сделал и еще сделает целый ряд практических шагов по их поддержке», – отметил представитель компании. С августа 2020 г. «Норникель» реализует программу их поддержки на 2 млрд руб. В августе этого года финансирование было расширено на 100 млн руб. После аварии были выплачены прямые компенсации коренным общинам Таймыра на сумму более 170 млн руб.

Это подтверждает и председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра Григорий Дюкарев. В беседе с «Ведомостями» он отметил, что взаимоотношения «Норникеля» с общинами коренных малочисленных народов находятся на высоком конструктивном уровне, отправной точкой развития отношений стало подписание соглашения с компанией в сентябре 2020 г. «Компания приняла пятилетний план поддержки народов в размере 2 млрд руб. После прошлогодней аварии почти 40 общин получили компенсации в размере около 175 млн руб.», – отметил он. Дюкарев добавил, что компания поддерживает различные социальные инициативы в сфере этнографии, образования и создания инфраструктуры в регионе.

Основные работы по ликвидации последствий аварии 2020 г. завершены, отметил представитель «Норникеля». Сейчас идет этап рекультивации почвы и восстановления водных ресурсов, который будет продолжен до полного восстановления экосистемы.

Tesla не является крупным покупателем продукции «Норникеля», говорит аналитик компании «Атон» Андрей Лобазов. Американская компания делает шаги для гарантирования будущих поставок, заключив контракт с BHP и участвуя в разработке месторождения в Новой Каледонии, отмечает он. Ключевым рынком поставок для «Норникеля» сейчас является Европа – на нее приходится около половины выручки, еще около 30% занимают поставки в Азию.

На сегмент батарей приходится около 6% мирового потребления никеля, отмечает руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. При этом более 70% никеля используется для производства нержавеющей стали. Эксперт напомнил, что Tesla во II квартале 2021 г. произвела рекордную 201 000 автомобилей. В среднем для одного электромобиля требуется 30 кг никеля, говорит он. «Если Tesla сохранит текущие объемы производства, то ее потребление составит около 24 000 т никеля в год. Это около 10% от общего объема производства металла «Норникелем». При этом компания объективно обеспечивает Tesla металлом лишь частично. Таким образом, отказ Tesla от металла «Норникеля» не окажет существенного влияния на финансовые показатели российской компании», – отмечает Красноженов.

Отсутствие продаж Tesla не окажет существенного влияния на финансовые результаты «Норникеля», согласен Лобазов. «Покупки никеля компанией Tesla так или иначе скажутся на глобальном балансе спроса и предложения и, соответственно, мировых ценах на этот металл», – поясняет он. Красноженов добавил, что российская компания может увеличить поставки в Азию, где производится более 70% батарей. Так, в Китае продажи электромобилей только в июне 2021 г. составили 235 000 (+160% к июню прошлого года).

Для Tesla закупки у «Норникеля» не являются приоритетом, по заявлению Маска, компания готова заключать контракты только в случае экологичной добычи, замечает руководитель группы судебной практики Art De Lex Анастасия Василенко. Устранение ущерба от разлива нефти уплатой штрафа вряд ли станет достаточным доводом для заключения контракта с «Норникелем», считает она. В свою очередь Красноженов считает, что политика отдельных компаний, в том числе Tesla, в области устойчивого развития (ESG) далеко не прозрачна. В то же время в соответствии с рейтингами ведущих ESG-агентств рейтинги «Норникеля» находятся на инвестиционном уровне, отмечает он.

Практика отказа от поставок продукции по этическим соображениям существует, говорит управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Во многом она связана с необходимостью сохранения или поддержания определенной репутации компании. Например, Nestle разорвала отношения с индонезийским поставщиком пальмового масла Sinar Mas из-за давления «Гринпис». Но есть примеры обратного поведения, указывает юрист: китайская Lens Technologies обвинялась в привлечении насильственного труда на своих заводах, но Apple не прекратила с ней деловые отношения, заявив, что не нашла никаких нарушений законодательства китайским поставщиком.