X5 уступила лидерство в онлайн-торговле

В этом сегменте ее теснят «Сбермаркет» и «Вкусвилл»
«Сбермаркет» сумел резко нарастить продажи за счет развития направления экспресс-доставки
«Сбермаркет» сумел резко нарастить продажи за счет развития направления экспресс-доставки / Максим Стулов / Ведомости

Х5 Group уступила первенство «Сбермаркету» в рейтинге крупнейших продуктовых онлайн-ритейлеров Infoline в январе – сентябре 2021 г., следует из обзора, с которым ознакомились «Ведомости». «Сбермаркет» за этот период увеличил оборот на 219% до 36,2 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным аналитической компании, оборот онлайн-сервисов X5 за этот период составил 35,2 млрд руб., что на 53% выше аналогичного показателя прошлого года. Сама же компания показатель за этот период не раскрывает. «Вкусвилл» по итогам девяти месяцев поднялся с 4-го на 3-е место с оборотом 32,8 млрд руб., который за этот период вырос на 342%.

Представитель X5 Group заявил, что ритейлер «намеренно не перегревает собственные темпы роста онлайн», не вкладывая слишком много денег в промоакции и маркетинг, делая упор на экономическую эффективность доставки. Онлайн-канал низкомаржинален, а компания должна поддерживать ожидаемую рентабельность бизнеса перед инвесторами, подчеркнул он. При этом экспресс-доставка продолжает расти высокими темпами – за год совокупный оборот этого сегмента вырос в 5 раз, говорит он, не уточняя абсолютных цифр. Представитель X5 также добавил, что средний чек остается достаточно высоким: 1400 руб. в «Пятерочке» и более 1500 руб. в «Перекрестке». Одновременно он признает, что онлайн-гипермаркет «Впрок» в этом году растет меньшими темпами, чем годом ранее.

«Сбермаркет», в свою очередь, сумел резко нарастить продажи за счет развития направления экспресс-доставки, на которую переведены все non-food ритейлеры, с которыми сотрудничает компания, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Сбермаркет» только в этом году начал развивать экспресс-доставку, указывает представитель сервиса. И ее доля от общего числа заказов уже составляет 24%, добавляет он. Она работает в 16 городах России, и планируется ее запуск еще в 10 населенных пунктах. Также сервис растет за счет увеличения продаж самовывозом, роста в b2b-сегменте и региональной экспансии, полагает Бурмистров.

«Сбермаркет» пока убыточен

«Сбермаркет» под названием Instamart создали в 2013 г. бывший аналитик Goldman Sachs Петр Федченков и предприниматели Андрей и Дмитрий Жулины. Спустя шесть лет мажоритарным владельцем компании стал фонд «Сбера». За девять месяцев число заказов сервиса увеличилось в 4,2 раза до 13,5 млн, по собственным данным. По данным «СПАРК-Интерфакса», его выручка в 2020 г. составила около 14,6 млрд руб., чистый убыток – 5,5 млрд руб. Стратегия «Сбера» предполагает, что нефинансовый бизнес выйдет на безубыточность к 2023 г. И к этому же моменту банк планирует войти в тройку лидеров e-commerce, а к 2030 г. – стать лидером, говорил в ноябре 2020 г. первый заместитель председателя правления «Сбера» Лев Хасис.

Общая сумма вложений «Сбера» в «Сбермаркет», включая инвестиции в развитие, в 2021 г. составила более 12 млрд руб., напоминает Бурмистров.

Выводы о том, кто закрепится на 1-м месте, делать преждевременно, рынок продолжает быстро расти, до стабилизации позиций на нем еще далеко, говорит партнер Data Insight Борис Овчинников. По его словам, онлайн-продажи X5 растут быстро, но большинство других крупных игроков, в том числе «Сбермаркет», «Самокат», «Яндекс.Лавка», «Ozon экспресс» и др., растут еще быстрее. Для X5, офлайн-продажи которой показывают устойчивый рост, онлайн-сегмент все же не является главным приоритетом, рассуждает он.

Крупным конкурентом на этом рынке становится также «Вкусвилл», которому удалось потеснить «Утконос». В отчете «Infoline-аналитики» говорится, что «Вкусвилл» «сместил фокус в развитии в пользу онлайна». Это подтверждает и представитель самого ритейлера. Он сообщил, что бесплатная и быстрая доставка (в среднем – 1 час, максимум – 2 часа) была стратегией сети с самого начала. Сейчас компания тестирует и платную экспресс-доставку за полчаса. С конца 2020 г. сеть открыла в городах присутствия 89 дарксторов с более широким ассортиментом, чем в магазинах (за счет категорий «Супермаркет» и «Аптека»), а с августа и 23 dark kitchen (производство готовых блюд только для доставки). Также сеть продолжает региональную экспансию, добавил он.