Число заказов готовой еды в первые дни локдауна выросло на 24%

В этот локдаун россияне не закупают гречу и туалетную бумагу про запас
Оборот рынка доставки готовой еды с 28 по 31 октября вырос на 41% по сравнению с предыдущими четырьмя днями/ Андрей Гордеев / Ведомости

Оборот рынка доставки готовой еды с 28 по 31 октября вырос на 41% по сравнению с предыдущими четырьмя днями, сообщил «Ведомостям» представитель сервиса CloudPayments. Данные в денежном выражении он не предоставил. Количество транзакций за этот же период увеличилось на 24%, а средний чек заказа – на 17% до 2050 руб. Представитель CloudPayments объясняет это закрытием общепита или введением QR-кодов на посещение кафе и ресторанов во многих регионах.

Опрошенные «Ведомостями» сервисы по доставке еды пока не подвели полные итоги работы первых дней локдауна, но они фиксируют самый быстрый рост заказов в сегменте продажи блюд из ресторанов навынос. К примеру, у «Яндекс.Еды» в первые четыре нерабочих дня этот показатель по Москве вырос в 2,5 раза.

Представитель сервиса отмечает, что этому способствовала нулевая комиссия, введенная на этот период. Представитель Delivery Club говорит, что уже в первый день ограничений, 28 октября, москвичи сделали рекордное количество заказов навынос – в 2 раза больше, чем днем ранее. Для сравнения, даже во время введения QR-кодов для посещения ресторанов в июле число заказов было в 2 раза меньше, добавляет он.

Обе службы также отметили резкое увеличение запросов на подключение ресторанов к их платформам: в 3,5 раза по сравнению с предыдущей неделей у «Яндекс.Еды» и более чем в 1,5 раза – у Delivery Club. Рост в этом сегменте ожидаем – более 75% россиян продолжают в нерабочие дни работать, отдыхать и гулять на улице в выходные практически в обычном режиме, в отличие от локдауна весной 2020 г., считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, потребители не замещают посещения ресторанов именно доставкой готовой еды, а рост средней стоимости заказа может быть связан с тем, что в выходные россияне из-за невозможности пойти в рестораны чаще ходили в гости.

Выросло количество онлайн-заказов продуктов и товаров первой необходимости из магазинов. Спрос на доставку в Москве с началом нерабочих дней увеличился на 7% по сравнению с аналогичным периодом неделей ранее, говорит представитель сервиса «Самокат». Больше всего выросли продажи кондитерских изделий, безалкогольных напитков, готовой еды, хлеба и молочной продукции. Представитель «Сбермаркета» отметил, что в прошедшую субботу сервис доставил рекордное для себя количество заказов – 123 000. Клиенты сервиса, по его словам, стали покупать больше молока, свежих овощей и фруктов, хлеба, печенья, шоколада.

Россияне переключились на фастфуд

Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то, по данным аналитического ресурса компании «Платформа ОФД» – «Чек индекс», средний чек в ресторанах снизился на 15% (до 1281 руб.), а онлайн-продажи – на 24%. В то же время средний чек в сегменте фастфуда, наоборот, вырос на треть (до 704 р.), а продажи увеличились почти в 4 раза. В конце октября в целом по стране заметно снижение онлайн-продаж ресторанов (многие горожане выехали на дачи или покинули города по иным причинам в нерабочие дни), а также переход покупателя на более массовые блюда и продукты питания, что отразилось и на сегменте фастфуда, говорит представитель сервиса.  

А вот популярные в прошлый локдаун позиции, такие как туалетная бумага и крупы, снизились в корзинах покупателей с 23 до 18% и с 23 до 21% соответственно. Представитель Ozon сообщил, что продажи продуктов питания за 30–31 октября выросли на 10% по сравнению с 23–24 октября.

Самыми популярными стали молочные продукты, детское питание, капсульный кофе и бутилированная питьевая вода. Среди товаров повседневного спроса самой востребованной была косметика, товары для гигиены, подгузники и медицинские маски.

Спрос в категории продуктов питания ожидаемо не столь «драматический», как в первую волну: сейчас он вырос примерно в 2 раза на доставку и самовывоз, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Он объясняет это стремлением граждан избегать социальных контактов, запастись продуктами впрок на нерабочие дни и предстоящие праздники. Потребители существенно спокойнее реагируют на ограничения, в связи с чем практически отсутствуют крупные покупки товаров про запас, которые осуществлялись весной 2020 г., согласен Бурмистров. По его словам, в то же время ближе к концу недели, когда начнутся длинные выходные, количество заказов готовой еды и продовольственных товаров еще более возрастет.

Продажи в непродовольственном сегменте поддержало раннее начало ноябрьских распродаж – вместо 11/11 они начались 28 или 30 октября. В 2 раза и более чем в 1,5 раза выросли продажи компьютерных кресел и столов, фиксирует Wildberries. Также увеличился спрос на бытовую технику и электронику (в среднем на треть), технику для очистки воздуха (особенно на мойки воздуха – более чем в 3 раза). В преддверии холодов граждане страны также приобретали теплую одежду (122% рост продаж шуб, 292% – пуховиков) и обувь (на 46% – сапог, на 113% – дутых ботинок).

По данным AliExpress Россия, с 28 по 31 октября вырос спрос на игровые приставки и аксессуары для них в 3,6 раза по сравнению несколькими днями ранее. Также увеличились продажи техники для домашних офисов: в 1,7 раза – принтеров, в 1,4 раза – ноутбуков, в 1,3 раза – планшетов, в 1,6 раза – аудиотехники: колонок и наушников. Представитель Ozon называет одну из самых быстрорастущих в прошедшие выходные категорию – товары для ремонта DIY (рост штучных продаж составил 10% за 30–31 октября по сравнению с 23–24 октября). Представитель «Яндекс.Маркета» добавил, что за прошедшие дни также увеличился спрос на детские товары: росли продажи наборов для опытов, настольных и развивающих игр и конструкторов.