Продажи в китайский День холостяка рекордно выросли в России

Распродажи 11/11 успешно прошли лишь в интернет-магазинах
Распродажа 11 ноября изначально была акцией, которая проходила в основном онлайн, но в последние несколько лет успешно распространилась и на офлайн / Евгений Разумный / Ведомости

Два крупнейших российских маркетплейса Ozon и Wildberries за сутки распродажи 11 ноября продали товаров на рекордную сумму – более 12 млрд руб., что в 3 раза больше, чем на ту же дату 2020 г., свидетельствуют данные Infoline. Сумма в этом году распределилась между платформами примерно поровну.

Представитель Ozon сказал, что в этот день продано товаров на 6,1 млрд руб., что в 5 раз больше, чем на аналогичную дату 2020 г. Представитель Wildberries не согласился с оценкой Infoline: по его словам, продажи компании за 11.11 значительно выше 6 млрд. руб., но точную сумму не назвал, отметив лишь, что она в 1,8 раз больше прошлогодней. Он также сообщил, что число заказов составило рекордные 4,5 млн. Представитель AliExpress Россия (совместное предприятие VK, Alibaba Group, USM Investments и РФПИ) сообщил, что в период распродажи (11 и 12 ноября и несколько дней перед распродажей) составили 33,3 млрд руб. Оборот российских продавцов на платформе превысил 13,4 млрд руб. — по сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 136%. Всего за период распродажи было сделано более 25,6 млн заказов.

Абсолютные цифры по другим онлайн-компаниям неизвестны. Lamoda зафиксировала прирост продаж на 22% относительно прошлогоднего показателя, а в сравнении с 11 ноября 2019 г. – на 88%. «Сбермегамаркет» отмечает рост в 10 раз по сравнению с распродажей прошлого года, «Яндекс.Маркет» – на 110%.

Рост онлайн-продаж подтверждают и платежные сервисы. По данным «ЮKassa» (входит в экосистему «Сбера»), в этом году в день распродажи обороты различных интернет-магазинов выросли на 41% по сравнению с 11 ноября прошлого года и на 79% относительно 2019 г. По сравнению с 10 ноября 2021 г. рост составил 220%. Общий средний чек увеличился на 31% к 2020 г. и на 71% к 2019 г., составив 2270 руб. По данным «Чек индекса» (аналитический ресурс компании «Платформа ОФД»), по сравнению с 2020 г. больше всего выросли онлайн-продажи электроники и бытовой техники: объем продаж в натуральном выражении – на 48%, средний чек – на 41% до 18 520 руб. Продажи спорттоваров выросли на 302%, а средний чек – на 18% до 7006 руб.

Представители «Чек индекса» и «ЮKassa» говорят, что продажи выросли только в онлайне, а в обычных магазинах они увеличения в сравнении с обычными днями не зафиксировали. По данным IT-компании «Эвотор», средний чек несетевых магазинов одежды и обуви был даже ниже на 9%, чем 10 ноября. Средняя дневная выручка магазинов одежды и обуви снизилась на 7% в сравнении с предыдущим днем.

Распродажа 11 ноября изначально была акцией, которая проходила в основном онлайн, но в последние несколько лет успешно распространилась и на офлайн, говорит партнер Data Insight Борис Овчинников. Но сейчас продавцы в этом меньше заинтересованы: трафик в магазинах из-за роста заболеваемости упал, из-за ухудшения ситуации с коронавирусом не понятно, будут или нет работать торговые центры в этот период. При этом сами потребители все активнее переходят на интернет-покупки, напоминает он. Все это могло побудить продавцов сосредоточить маркетинг преимущественно в онлайне, рассуждает эксперт.

Некоторые крупные интернет-площадки (например, Wildberries) в этом году начали акцию раньше, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. А Ozon начал заранее рекламировать и указывать цену в день распродаж, говорит эксперт. В магазинах узнать цену и подготовиться заранее не было возможности, поэтому ритейлеры и торговые центры им проиграли, говорит он.

Эксперты «Чек индекса» отмечают, что распродажи некоторых товаров начались заранее – еще с периода длинных выходных. Поэтому логично, что из-за противоэпидемических ограничений потребители покупали онлайн по этой акции.

11 ноября в Китае празднуют День холостяка, к которому приурочена одна из крупнейших распродаж. Ее также называют Всемирным днем шопинга. Первую такую акцию в 2009 г. устроила китайская корпорация Alibaba Group (владеет онлайн-площадками Taobao, Tmall и AliExpress). Продажи Alibaba в этот день в 2021 г. установили рекорд продаж – покупатели потратили на маркетплейсе почти $85 млрд, сообщал Bloomberg.

В России это пока не самая раскрученная акция, говорит партнер Depot Алексей Андреев. По его словам, гораздо известнее Черная пятница или распродажа на Новый год. Но из-за пандемии потребительская активность снизилась, поэтому продавцы товаров стараются использовать все больше поводов для стимулирования продаж.