Из-за обострения в Донбассе Европа опять обсуждает отказ от российского газа

Но пока ЕС не видит способа обойтись без поставок из России
Российские экспортные газопроводы вряд ли попадут под европейские санкции
Российские экспортные газопроводы вряд ли попадут под европейские санкции / Nord Stream 2

В Европе с 18 по 20 февраля на 58-й Мюнхенской конференции на фоне обострения отношений между Россией и Украиной неоднократно поднимали вопрос энергобезопасности ЕС. Наиболее радикально выступил премьер Польши Матеуш Моравецкий. Он призвал не только не допустить запуска газопровода «Северный поток – 2», но и прервать поставки по действующему «Северному потоку – 1». По словам Моравецкого, Россия «использует газ в качестве оружия». А министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок до этого сообщила о готовности отказаться от проекта на фоне планов РФ вторгнуться на Украину. «Мы готовы заплатить высокую цену с экономической точки зрения. Именно из-за этого все варианты находятся на повестке дня и также «Северный поток – 2», – отмечала она.

Председатель комитета бундестага по энергетике, представитель Левой партии Клаус Эрнст, напротив, заявил, что «Северный поток – 2» следует исключить из механизмов санкционного давления на Россию. Вопрос введения санкций против России не должен затрагивать энергетическую сферу, отметил премьер Италии Марио Драги. Он подчеркнул, что санкции должны быть эффективными, но также посильными для вводящих их стран.

Проблема зависимости энергетики Европы от поставок из России существует, признал в интервью Financial Times министр финансов Германии Кристиан Линднер. Он подчеркнул, что снизить эту зависимость поможет строительство в Германии терминалов сжиженного газа (СПГ). Сейчас реализуются два таких проекта: терминал в Брунсбюттеле (Шлезвиг-Гольштейн) мощностью до 8 млрд куб. м в год, который должен быть введен до конца года, и терминал на севере страны на 12 млрд куб. м в год (запуск в 2025 г.).

Но ЕС в ближайшее время не сможет заместить поставки российского газа за счет СПГ, даже с учетом импорта из США, заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, газ обеспечивает 24% энергобаланса ЕС, 90% импортируется и 40% от импорта – это российский газ.

Москва считает, что санкций не избежать. Новые санкции против России будут вводиться в любом случае, поэтому страна должна укреплять свой экономический суверенитет, чтобы быть способной преодолеть неизбежное санкционное давление, отметил 18 февраля президент Владимир Путин.

В Европе из-за рекордной откачки газа из подземных хранилищ (ПХГ) в сезон 2020–2021 гг. сохраняется дефицит запасов. «Газпром» сообщал, что на 17 февраля в европейских ПХГ осталось менее 5% от газа, закачанного в летний период. Согласно GIE, на 18 февраля в хранилищах было около 33,9 млрд куб. м (33% от максимума). По данным биржи ICE, на голландском хабе TTF 18 февраля стоимость мартовского фьючерса составила около $849,5 за 1000 куб. м.

Сейчас ни Европа, ни отдельно Германия не смогут полностью отказаться от газа из России, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он отметил, что мощности СПГ-терминалов в Европе составляют около 107 млрд куб. м, пик поставок СПГ пришелся на январь 2022 г., когда Европа импортировала 8,6 млрд куб. м (из США – около 4,8 млрд куб. м, из России – 1,7 млрд куб. м, около 0,7 млрд куб. м из Катара). По словам эксперта, сейчас терминалы Европы заполнены практически полностью. Потребление газа в Германии Бурмистров в 2021 г. оценил примерно в 100 млрд куб. м. По его мнению, для замещения 30–50% газа за счет СПГ ФРГ потребуется 8–12 млрд евро на СПГ-терминалы мощностью 30–50 млрд куб. м в год.

По оценке директора корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, Европа не сможет существенно снизить поставки газа из РФ как минимум до запуска новых СПГ-мощностей в Катаре в 2026–2027 гг.

Текущий объем запасов в ПХГ Европы нельзя назвать критически низким с точки зрения энергобезопасности, отметил старший директор группы по природным ресурсам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. Он напомнил, что в 2017 г. ПХГ были заполнены на 33% на фоне гораздо более холодной зимы. Но энергобезопасности ЕС может угрожать возможный недостаток газа, связанный со снижением импорта из РФ, и фактическая потеря ею статуса балансирующего поставщика. Судьба «Северного потока – 2» будет всецело зависеть от развития кризиса вокруг Украины, говорит Маринченко. Он также предположил, что начало поставок по нему может быть привязано к прогрессу в деэскалации конфликта.

Маринченко полагает, что если поставки газа из России в Европу будут ограничены минимальными контрактными обязательствами, то цены на газ могут остаться на текущих уровнях даже во втором полугодии. Танурков из АКРА считает, что к середине года произойдет снижение цен до диапазона в $300–500 за 1000 куб. м.

«Угрозы» европейских чиновников вызывают глубокое удивление – особенно их желание политизировать экономические вопросы, заявил «Ведомостям» зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. «Россию угрозой санкций напугать нельзя – в их условиях мы живем уже много лет, как недавно напоминал [спикер Госдумы Вячеслав] Володин, – отметил депутат. – А вот готовы ли они сами к тому, чтобы реально испытать на себе отказ от «Северного потока – 1» и «Северного потока – 2», то есть от всего того, что греет их дома, – маловероятно. Особенно смешно слышать эти угрозы, когда рубильник находится на нашей стороне».

В случае усиления санкционого нажима Россия может прибегнуть к ограничению поставок газа в Европу, но этот шаг станет крайней мерой, полагает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.