Ветклиники столкнулись с нехваткой препаратов для анестезии

По этой причине врачи могут отказаться от проведения операций животным
У ветеринаров, как и у других импортеров, в данный момент наблюдаются проблемы с логистикой/ Андрей Гордеев / Ведомости

Российские ветеринарные клиники столкнулись с дефицитом препаратов для анестезии: речь идет о золетиле французской фирмы Virbac и телазоле американской компании Zoetis, которые используются при проведении диагностических процедур и хирургических операций кошкам и собакам. Об этом «Ведомостям» сообщил главный врач сети московских ветклиник «Алиса» Ян Музалевский.

О проблемах со средствами для наркоза известно и главврачу, анестезиологу ветклиники «Биоконтроль» при Российском онкологическом научном центре им. Блохина Евгению Корнюшенкову. Про отсутствие золетила и телазола знают и в Россельхознадзоре: письма от участников рынка приходили в адрес ведомства, сообщил его представитель. Но он уверяет, что поставки этих препаратов продолжаются. Он напоминает, что ни один иностранный производитель ветпрепаратов и вакцин не уведомлял Россельхознадзор о прекращении импорта или об уходе из России.

Впрочем, французская Virbac на своем сайте 14 марта все же сообщила о приостановке поставок продукции дистрибуторам, работающим в России, но уточнила, что некоторые препараты все же могут быть отправлены в страну. Американская Zoetis также спустя два дня заявила, что останавливает инвестиции и рекламу в России, но поставлять лекарства и вакцины компания продолжит. Запросы в обе компании остались без ответа.

Тем не менее золетила и телазола нет на рынке уже почти две недели, утверждает Музалевский. По его словам, флакон такого препарата, который в обычное время стоил около 2000 руб., теперь продается на черном рынке за 25 000 руб. Теоретически оба лекарства можно заменить кетамином, однако из-за того, что он включен в перечень психотропных веществ, переход на него потребует от клиник временных и финансовых затрат, рассуждает эксперт. В частности, клиника должна получить лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно соответствующему положению правительства России, вскрывать лекарство и делать инъекции кетамина может только врач со специальным допуском. В документе также прописаны правила упаковки таких препаратов, инвентаризации и утилизации остатков. Например, уничтожать психотропные вещества могут специальные организации или ветклиники, если у них есть на это лицензия.

При отсутствии препаратов для анестезии ответственные врачи просто не будут делать операции, считает Музалевский. Менее ответственные, по его мнению, могут проводить хирургические процедуры с неполным обезболиванием.

В марте на ветпрепараты и вакцины действительно наблюдался ажиотажный спрос: участники рынка, делая запасы, фактически «смели все подчистую», говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Сам он не слышал о проблемах с поставками, но предполагает, что у ветеринаров, как и у других импортеров, в данный момент наблюдаются проблемы с логистикой. Крупные иностранные производители косвенно это подтверждают. Представитель MSD Animal Health сообщил «Ведомостям», что компания оптимизирует каналы поставок ветеринарной продукции в Россию, чтобы не допустить возможных сбоев. По его словам, на складах есть достаточный запас препаратов, а новые партии продолжают ввозиться в страну. Boehringer Ingelheim тоже предпринимает усилия, чтобы обеспечить бесперебойные поставки во все регионы России, говорит представитель ветподразделения этой компании. Еще в одной крупной фармацевтической компании, производящей лекарства для животных, – Ceva Sante Animale не ответили на запрос «Ведомостей».

«Биоконтроль» сейчас работает на запасах, сделанных на 3–4 месяца, рассказал Корнюшенков. Из-за сложностей с логистикой и оплатой наблюдаются проблемы и с рядом антибиотиков зарубежного производства, сообщили представители ветклиник. Также есть нехватка препарата веторил для лечения распространенного у собак заболевания синдром Кушинга (гормональное расстройство из-за чрезмерной выработки кортизола), уточнил Музалевский.

По данным Россельхознадзора, за 2,5 месяца 2022 г. в Россию было ввезено 1500 т антибиотиков – это в 1,7 раза больше, чем за тот же период годом ранее. Около 70% используемых в ветеринарии препаратов производится за рубежом, причем две трети из оставшихся 30% изготавливается из иностранных субстанций, говорит Музалевский. Отечественное производство способно заместить до 100% импортируемого объема антибиотиков и кокцидиостатиков (задерживают развитие кокцидий, внутриклеточных паразитических простейших, или убивают их) при условии бесперебойных поставок таких субстанций и других расходных материалов, заявил представитель Россельхознадзора. Ведомство пришло к таком выводу по итогам совещаний с российскими фармкомпаниями, проводившихся для оценки возможностей импортозамещения. По его словам, ведомство также выдвинуло предложения по сокращению сроков процедуры госрегистрации лекарств, выпущенных в России, со 160 до 60 рабочих дней и перечня необходимых документов с 15 до 7, а также по ускорению экспертизы всех воспроизведенных ветпрепаратов. Эти и другие инициативы сейчас находятся на рассмотрении в компетентных ведомствах, уточнил представитель Россельхознадзора.

Помимо лекарств, по словам Музалевского, наблюдаются проблемы с расходными материалами для диагностических лабораторий, оборудованных чаще всего американской и южнокорейской техникой. «Уже сейчас мы на голодном пайке и делаем анализы только экстренно, потому что не можем выполнять их всем», – сетует он. По его словам, в первую очередь речь идет о биохимических анализах и многих специфических тестах, например на гормоны.