Что будет с российским бизнесом McDonald’s?

У его покупателя могут возникнуть сложности с арендодателями и франчайзи
Рестораны могут возобновить работу в середине июня, сохранив коллектив, точки и меню, писал ТАСС со ссылкой на источник в компании/ Андрей Гордеев / Ведомости

McDonald’s 19 мая объявил о продаже своего бизнеса в России партнеру-франчайзи – бизнесмену Александру Говору. Он будет развивать его под новым брендом, говорится в сообщении компании. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что ведомство будет оказывать новому собственнику «все необходимое содействие в налаживании работы». Минпромторг рассчитывает на то, что сделка позволит сохранить рабочие места с гарантией соблюдения обязательств перед сотрудниками.

Договор купли-продажи предусматривает, что для всех сотрудников сохраняются рабочие места на эквивалентных условиях в течение как минимум двух лет, сказано в сообщении McDonald’s. Покупатель также согласился профинансировать заработную плату корпоративных сотрудников, которые работают в 45 регионах страны до закрытия сделки, а также существующие обязательства перед поставщиками, арендодателями и коммунальными службами.

До начала спецоперации на Украине в России насчитывалось 850 ресторанов McDonald’s в 62 регионах. Американская корпорация управляла 718 ресторанами в 45 регионах. Оставшиеся 132 ресторана в 17 регионах принадлежат трем крупным франчайзи. Компания Говора – «ГиД» управляет 25 предприятиями McDonald’s в Сибири. Фирма «Развитие рост», принадлежащая ресторанному холдингу «Росинтер», развивает точки сети на вокзалах и в аэропортах в Москве и Санкт-Петербурге. Третий франчайзи – «Региональная сеть предприятий питания» (ООО «СПП»), ее владелец – казахстанский миллиардер Кайрат Боранбаев. СПП управляет ресторанами McDonald’s в Свердловской, Оренбургской, Челябинской, Курганской, Тюменской и Кировской областях. Боранбаеву также принадлежит франшиза McDonald’s в Казахстане и Белоруссии. Общая выручка сети в России с учетом трех франчайзи в 2020 г. составила 114,1 млрд руб. Согласно отчетности глобальной компании, в общей структуре выручки бизнес в России и на Украине приносил ей около $2 млрд, или около 2% мировых продаж (в натуральном выражении), 9% общей выручки и 3% операционной прибыли.

На ресторанном рынке о Говоре и его методах ведения бизнеса ничего не знают. По данным The Bell, он владел долей в новокузнецкой компании «Южкузбассуголь», которой принадлежали десятки предприятий юга Кузбасса, 12 шахт, две обогатительные фабрики и 13 специализированных вспомогательных предприятий. В 2007 г. бизнесмен после двух крупных аварий с жертвами среди шахтеров продал свой пакет. Сейчас Говор владеет нефтеперерабатывающим заводом «Нефтехимсервис» (в 2021 г. его выручка составляла 97,5 млрд руб., а прибыль – 483 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакса»), гостиницей Park Inn и сетью частных клиник «Гранд медика» в Новокузнецке.

Сумму сделки между Говором и McDonald’s узнать не удалось. До начала спецоперации российский бизнес компании стоил не менее $1 млрд (порядка 77 млрд руб.), считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, сейчас с учетом объективно существующего дисконта на российские активы, потерь компании от длительного простоя, отсутствия бренда и изменений в рецептуре и меню он может оцениваться примерно в 35 млрд руб. При этом реальная цена сделки, скорее всего, не превысит 10 млрд руб., из-за того что в нее включены обязательные условия по сохранению бизнеса, рабочих мест и т. д. Кроме того, покупатель не сможет сейчас перевести эти деньги в недружественную страну, напоминает Бурмистров. Омбудсмен по ресторанному бизнесу Москвы и Московской области и основатель ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов говорит, что на стоимость сделки повлияет несколько факторов. По его словам, новому владельцу придется договариваться с остальными франчайзи – «Развитие рост» и СПП, продолжившими работать после официального закрытия ресторанов корпорации 15 марта. У них сейчас рекордная выручка и очереди, поэтому им невыгодно менять вывеску и отказываться от бренда, а заставить их это сделать юридически невозможно, пока франчайзи не нарушают договор концессии, говорит Миронов.

Представители «Развитие рост» и СПП не стали комментировать продажу McDonald’s Говору и свои дальнейшие планы. Запрос в «ГиД» остался без ответа.

Сделка потребует согласования условий и одобрения Федеральной антимонопольной службой (ФАС), пояснил представитель McDonald’s. На другие вопросы он отвечать отказался. По прогнозам компании, все согласования будут завершены в ближайшие недели. Ходатайство для заключения сделки в ФАС еще не поступало, уверяет представитель службы.

Рестораны могут возобновить работу в середине июня, сохранив коллектив, точки и меню, писал ТАСС со ссылкой на источник в компании. Под каким брендом будет работать новая сеть, пока не известно. Компания «ГиД» не подавала в Роспатент заявлений на регистрацию новых торговых знаков, сообщил представитель ведомства. Всего у «ГиДа» заключены лицензионные соглашения на 59 товарных знаков, и все они связаны с брендом McDonald’s и американской корпорацией. Товарные знаки этой глобальной сети по-прежнему действуют на территории России, в том числе «Макдоналдс», написанный кириллицей, говорит советник практики интеллектуальной собственности CMS International B.V. Ирина Шурмина. По ее словам, использовать их или очень похожие на них бренды можно только с разрешения правообладателя. Несмотря на уход иностранных компаний с рынка, их товарные знаки продолжают охраняться, а сами они не спешат от них отказываться, согласен управляющий партнер адвокатского бюро «Пропозитум» Дмитрий Галанцев. По его словам, это значит, что зарегистрировать похожие до степени смешения товарные знаки (это относится также к цветам, картинкам, шрифтам), тем более в той же сфере, невозможно по закону.

Российский McDonald’s также может лишиться ряда точек. Часть договоров с торговыми центрами завязана на товарный знак – арендодатели пускали McDonald’s как якорного арендатора и в случае изменений они могут в одностороннем порядке расторгнуть договор и взыскать огромный штраф, предполагает Миронов. В частности, эта сеть, по его словам, платила 2–4% от оборота. Владелец «Теремка» Михаил Гончаров говорит о 4–6%, тогда как другие американские компании – KFC, Burger King – платят 7–15% от оборота. Для российских же брендов в торговых центрах существует фиксированная ставка аренды плюс до 12–15% от оборота, добавил Миронов. С его мнением согласен и президент Союза торговых центров (Казахстан, Белоруссия, Россия) Булат Шакиров. Он говорит, что подавляющее большинство торговых центров будут требовать изменения коммерческих условий. Процент с оборота будет повышен плюс добавят высокую фиксированную ставку аренды, прогнозирует он. Управляющая компания «Ташир-М», на площадях которой были расположены рестораны сети, пока не ведет переговоров с ней об изменений условий аренды, говорит ее главный специалист по аренде региональной коммерческой недвижимости Борис Слонов.

У McDonald’s были еще и дешевые деньги от материнской компании, теперь же новому владельцу могут понадобиться кредиты, а они дорогие, тем более что меняется вся финансовая схема предприятий и рентабельность, рассуждает Миронов. По его словам, покупатель этого бизнеса также очень ограничен в маневрах, если хочет удержаться в нижнем ценовом сегменте и сохранить качество. Если новая сеть попытается перейти в более высокий ценовой сегмент, она рискует потерять 30% и более потребителей, прогнозирует Гончаров.