«Новатэк» завершает строительство первой линии «Арктик СПГ – 2»

Компания сохраняет планы по срокам и локализации оборудования в 80%
Председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон во время выступления «Ямал СПГ» и новые проекты по сжиженному природному газу»/ Артем Геодакян / Фотохост-агентство ТАСС

«Новатэк» сохраняет плановые сроки ввода по проекту «Арктик СПГ – 2» в условиях антироссийских санкций. Об этом 19 мая заявил совладелец компании, председатель правления Леонид Михельсон.

«Первая линия практически построена. Еще нужно 2–3 линии», – сказал он (цитата по «Интерфаксу»). Бизнесмен добавил, что с введением санкций у компании возникли «большие сложности, и не только по продукции и услугам», но и в логистике. «В партнерстве с рядом компаний мы построили «Ямал СПГ». Почти все те же партнеры <..> реализуют уникальный проект «Арктик СПГ – 2». Нам удается как-то побеждать эти сложности, и пока мы планов по срокам ввода не меняем», – добавил Михельсон.

Ранее сообщалось, что запуск первой очереди «Арктик СПГ – 2» запланирован на 2023 г., второй – в 2024 г., третьей – в 2026 г. Но в апреле 2022 г. Михельсон сообщал, что компания «намерена уточнить сроки ввода в эксплуатацию новых линий».

Михельсон также уточнил, что локализация оборудования «сначала будет 50%, в ближайшие два-три года достигнет 70–80%» (цитата по «Прайму»). Таким образом, компания также сохранила и целевые показатели по доле отечественного оборудования, которые были объявлены Михельсоном еще в 2019 г.

11 апреля на фоне специальной военной операции на Украине ЕС ввел санкции на поставку в РФ оборудования для переработки нефти и СПГ. Под запрет, в частности, попали технологические установки для охлаждения газа в СПГ-процессе, установки для разделения и фракционирования углеводородов, установки для сжижения газа и др.

Что такое «Арктик СПГ – 2»

«Арктик СПГ – 2» – проект по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Гыданском полуострове (ЯНАО), будет включать три линии по 6,6 млн т в год и выпуск до 1,6 млн т стабильного газового конденсата в год. Стоимость проекта оценивается в $21,3 млрд. «Новатэку» в нем принадлежит 60%. Остальным акционерам, включая французскую TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, а также японский консорциум Japan Arctic LNG, принадлежит по 10%. Ресурсная база проекта – месторождение Утреннее, доказанные и вероятные запасы которого на конец 2020 г. по PRMS составили 1,43 трлн куб. м газа и 90 млн т жидких углеводородов.

Эксперты считают, что «Новатэк» сможет выдержать плановые сроки проекта даже в условиях жестких ограничений на поставку оборудования из Европы и США. Но оценки по локализации оборудования в 70–80% считают завышенными.

Сложнее всего локализовать производство газовых турбин, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Для «Арктик СПГ – 2» используются импортные турбины [американской] Baker Hughes в рамках контракта с итальянской Nuovo Pignone, уточнил он. Кроме того, есть сложности с компрессорами и криогенными теплообменниками. Работы по созданию российских образцов такого оборудования ведутся в рамках «Северных технологий» – совместного предприятия «Русхимальянса» (принадлежит на паритетных началах «Газпрому» и «Русгаздобыче») и немецкой Linde.

С формальной точки зрения «Новатэк» может выполнить план по локализации оборудования для «Арктик СПГ – 2» в 70–80%, добавляет аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Но для этого, по его мнению, нужно будет учитывать не только оборудование для сжижения газа, но и технику для его добычи. Альтернативным поставщиком СПГ-установок могут стать китайские компании, считает он.

При этом еще в июле 2019 г. «Новатэк» и входящий в госкорпорацию «Росатом» «Атомэнергомаш» (АЭМ) подписали соглашение о локализации критически важного оборудования для СПГ-проектов. Также благодаря партнерству с «Атомэнергомашем» было создано теплообменное и насосное оборудование для четвертой линии проекта «Ямал СПГ» по запатентованной «Новатэком» отечественной технологии «Арктический каскад».

Первоначально планировалось, что четвертая линия «Ямал СПГ», созданная по технологии «Арктический каскад», должна быть завершена к IV кварталу 2019 г. Однако позднее сроки ее реализации переносились: сначала на II квартал 2020 г., а затем и на III квартал. «Новатэк» объяснял задержки тем, что линия реализуется за счет собственной технологии. В результате она вышла на полную мощность в 950 000 т в год лишь в мае 2021 г. Проектная мощность четырех линий предприятия, три из которых построены на импортном оборудовании, – 16,5 млн т СПГ в год (фактическая производительность «Ямал СПГ» в 2021 г. составила 19,6 млн т).

В России оборудование для производства СПГ помимо предприятия АЭМ выпускают также промышленные группы «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и ГМС, «Уралвагонзавода», «Роскосмоса» и более мелкие участники рынка.

Гендиректор АЭМ Андрей Никипелов передал «Ведомостям» через представителя, что компания способна производить «все виды насосов для любого СПГ-завода и инфраструктуры перегрузки и транспортировки СПГ», а также спиральновитые теплообменники и широкий ассортимент арматуры. Данный ассортимент продукции уже поставлялся для проектов «Новатэка», добавил топ-менеджер. Представитель «Уралкриомаша» сказал, что компания может обеспечить СПГ-проекты средствами транспортировки и хранения газа. В частности, в 2020 г. «Уралкриомаш» поставил «Новатэку – Челябинск» оборудование для малотоннажного СПГ-завода в Магнитогорске мощностью 40 000 т. В рамках импортозамещения был изготовлен блок хранения и выдачи СПГ, в который входили четыре криогенные емкости объемом 100 куб. м в вертикальном исполнении. А представитель группы ОМЗ напомнил, что входящий в нее «Криогенмаш» поставлял для «Арктического каскада» основной спиральновитой криогенный теплообменник массой более 170 т и азотные детандеры.

Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев 19 мая на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил, что госкорпорация построила в Санкт-Петербурге в НИИЭФА им. Ефремова первый в Европе испытательный стенд по криогенным теплообменникам. «Среднетоннажные [СПГ-заводы] мы научились делать – думаю, научимся делать и крупнотоннажные», – заявил он.

В «Роскосмосе», группе ГМС и Минпромторге на запросы не ответили.