Как россияне нашли способ делать покупки в зарубежных интернет-магазинах

После блокировки трансграничных платежей стала популярна доставка через посредников
Самым популярным брендом среди россиян, по данным CDEK Forward, в первом полугодии стал Calvin Klein/ ТАСС

На фоне общего снижения трансграничной торговли из-за проблем с логистикой и проведением платежей за рубеж россияне стали чаще покупать товары в иностранных интернет-магазинах через посредников. Об этом «Ведомостям» рассказали в логистических компаниях СДЭК, Boxberry и Ozon.

За январь – июнь 2022 г. заказано почти 323 000 товаров (+30% в годовом выражении) общим весом 128 т, следует из данных CDEK Forward. Это подразделение занимается доставкой товаров из других стран через посредников. С марта по май включительно в CDEK Forward было оформлено более 39 000 заказов. При этом за первое полугодие 2022 г. зарубежные интернет-магазины отказали россиянам в покупке товаров через посредников на 130 млн руб., говорит представитель СДЭК. Годом ранее сумма отказов составила 11 млн руб.

По словам руководителя BXBox (проект Boxberry) Алины Зориной, количество заказов за первые два квартала 2022 г. из зарубежных интернет-магазинов выросло в 9 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За I квартал 2022 г. количество заказов из-за рубежа в Россию на Ozon Global выросло в 8 раз в сравнении с I кварталом 2021 г., сказал директор подразделения Степан Гусамов. Абсолютные цифры топ-менеджеры не назвали.

При этом, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), общий объем трансграничной интернет-торговли в мае 2022 г. снизился на 51% в годовом выражении до 11,9 млрд руб., составив лишь 3,3% от объема интернет-торговли за этот месяц в России. Нет покупок в большинстве товарных категорий, следует из данных АКИТ.

После блокировки за рубежом карт Visa и Masterсard ряда российских банков CDEK Forward предложил клиентам услуги покупателей-партнеров. Обычно это физлица из разных стран, которые оплачивают нужный вам товар со своей карты, за эту услугу они получают комиссию (10% от суммы, но не менее $5), говорит представитель СДЭК. «Далее транспортировка посылок происходит так же, как раньше, – через местный склад СДЭК в любой из 11 стран мира, откуда логистический оператор самостоятельно доставлял заказанный товар в Россию», – пояснил собеседник.

По словам Зориной, доставка любых товаров, не подпадающих под санкции, «абсолютно реальна и ее можно осуществлять в разумные сроки». Минимальный срок доставки из США в Россию может составить восемь рабочих дней, но из-за дополнительных проверок может растянуться до 10–16 рабочих дней.

Увеличился не рынок покупок за рубежом, а его сегмент, на котором работали конкретные логисты, объясняет партнер исследовательской компании Data Insight Федор Вирин, имея в виду тех, кто доставляет заказы через посредников. Раньше сегмент составлял единицы процентов общего объема покупок в других странах, пояснил эксперт.

По оценкам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, во II квартале 2022 г. даже с учетом значительного сокращения трансграничной торговли из-за прекращения поставок в Россию американскими и европейскими интернет-магазинами доля сервисов по доставке товаров через посредников не превысила 5%. «Сервисы пересылки – это временный вариант, который в данный момент помогает удовлетворить спрос в связи с прекращением работы в России целого ряда сервисов. Но он плохо масштабируется и недостаточно стабилен», – отметил эксперт.

Как следует из данных компаний, чаще всего россияне заказывали за рубежом БАДы, футболки, сумки, кроссовки, свитшоты, нижнее белье, куртки, платья, кеды, штаны/джинсы, электронику и технику для дома, стройматериалы.

По словам Зориной, в каждой категории товаров у российского потребителя есть свои популярные бренды. «Если в 2021 г. основным стимулом для заказа из зарубежных онлайн-магазинов была более дешевая цена, то в 2022 г. к этому стимулу добавился критерий отсутствия бренда на российском рынке», – отмечает она.

Самым популярным брендом среди россиян, по данным CDEK Forward, в первом полугодии стал Calvin Klein – 28 561 заказанный товар, на 2-м месте – Tommy Hilfiger (25 597), чуть менее популярным оказался Michael Kors, из линейки которого российские потребители заказали 16 774 товара. В число популярных брендов также вошли товары NOW Foods (13 085), California Gold Nutrition (10 309), DKNY (7759), Victoria’s Secret (7542), Gap (6901), Guess (6727), New Balance (6252).

На Ozon Global россияне в этом году в основном заказывают комплектующие для компьютеров, смартфоны, роботы-пылесосы и увлажнители для воздуха, следует из данных компании. «Более 90% ассортимента на витрине Ozon Global с товарами иностранных производителей сейчас генерируют продавцы из Китая», – отмечает Гусамов.

Зарубежные продавцы Ozon Global сами работают через посредников, поэтому у компании нет проблем с платежами, которые возникли бы у физлиц в России, если бы они попытались оплатить картой напрямую, поясняет Вирин.