Авиакомпании просят ускорить сертификацию агрегатов для L-410

Эксплуатация этого самолета из-за санкций может прекратиться в ближайшие месяцы
Самолет L-410 разработан в конце 1960-х гг. и может перевозить 19 пассажиров на местных воздушных линиях/ Максим Стулов / Ведомости

Российские эксплуатанты легкого двухмоторного самолета L-410, завод-изготовитель и предприятия по техобслуживанию воздушного судна (ВС) 6 сентября обратились к министру транспорта Виталию Савельеву с просьбой дополнить существующее авиационное законодательство для ускорения сертификации компонентов и изменений типовой конструкции самолета.

«Ведомости» ознакомились с копией письма, два источника в авиакомпаниях подтвердили его отправку. Обращение подписали «Сибирская легкая авиация» (СиЛА), «Камчатское авиационное предприятие», «Аэропорт Оренбург», «Красавиа», «2-й Архангельский объединенный авиаотряд», «Аэросервис», Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) и Югорский филиал авиапредприятия «Газпром авиа».

Как следует из письма, сейчас для одобрения каждого изменения в конструкции ВС требуется 2–3 года. Но у эксплуатантов уже «практически истощен резерв ресурсных двигателей, винтов и других агрегатов» для этого самолета. В обращении указано, что в течение нескольких месяцев такая ситуация приведет к последовательной остановке всего парка L-410. Подписанты также просят продлить срок службы иностранных компонентов, в частности двигателей, чтобы эксплуатировать имеющиеся самолеты как минимум до конца 2023 г.

УЗГА имеет сертификат разработчика L-410, но, как отмечается в письме Минтрансу, «предприятие преимущественно ориентировано на поддержку этих ВС для нужд госзаказчика». В таких самолетах уже внедрены альтернативные технические решения, полностью импортозамещено радионавигационное оборудование и применены шины Ярославского шинного завода, следует из документа. Изменения типовой конструкции для нужд госзаказчика должны удовлетворять ГОСТ-РВ (стандарты для оборонно-промышленного комплекса. – «Ведомости»). Для этих же изменений в гражданской авиации дополнительно требуется сертификация по ФАП-21 (федеральные авиационные правила, касающиеся сертификации авиатехники), что и препятствует оперативному внедрению изменений в конструкцию самолета.

Продление ресурсов компонентов увеличит время, в течение которого их можно использовать до следующего ремонта, и позволит авиакомпаниям использовать L-410 для перевозки пассажиров. Зарубежные поставщики отказывают российским эксплуатантам в ремонте компонентов с марта 2022 г., говорится в письме Савельеву.

По данным источников «Ведомостей», сейчас письмо схожего содержания готовится к отправке также и в Минпромторг. В нем эксплуатанты L-410 просят «в экстренном порядке» профинансировать мероприятия по импортозамещению и ремонту этих ВС, уточняет собеседник.

Самолет L-410 разработан в конце 1960-х гг. и может перевозить 19 пассажиров на местных воздушных линиях. Судно используют для связи между отдаленными регионами страны, а также для нужд санавиации. Минобороны России также является одним из эксплуатантов самолета. В августе 2021 г. министр обороны Сергей Шойгу говорил, что на L-410 в основном обучаются пилоты военно-транспортной авиации.

Российские авиакомпании эксплуатируют более 50 таких судов. Разработчик самолета – чешская Aircraft Industries – была в 2013 г. выкуплена Уральской горно-металлургической компанией (УГМК). До 2018 г. L-410 делали в Чехии, но затем часть операций по сборке была перенесена на УЗГА, принадлежавший тогда УГМК. Позднее основным владельцем УЗГА стал председатель совета директоров «НК банка» Виктор Григорьев. В апреле 2022 г. чешская Omnipol выкупила Aircraft Industries у структуры владельца УГМК Андрея Козицына, УЗГА при этом сохранил права на сборку самолета.

Российская сторона вышла из состава учредителей чешского завода-производителя по требованию правительства Чехии, говорил 7 сентября на ВЭФ-2022 профильный замглавы Минпромторга Олег Бочаров.

После начала СВО на Украине в феврале 2022 г. Великобритания, США, страны Евросоюза и ряд других государств ввели санкции, в том числе против российской авиаотрасли. Отечественным авиакомпаниям запретили покупать иностранные самолеты, проводить их техобслуживание и страхование.

Представитель авиакомпании «Красавиа» (эксплуатирует два самолета L-410 и еще два таких судна держит на хранении) рассказал «Ведомостям», что авиакомпания разработала план поддержания летной годности этих судов до 2025 г. «На рынке наблюдается сложность с ремонтом агрегатов, тем не менее за счет параллельного импорта и собственных ресурсов мы продолжаем поддерживать летную годность L-410», – добавил собеседник.

Источник «Ведомостей» в одной из компаний – эксплуатантов L-410 сказал, что хуже всего обстоят дела с заменой двигателей. Те авиакомпании, которые интенсивно эксплуатируют самолет, вскоре могут столкнуться с их нехваткой, объяснил он. По данным сайта УЗГА, самолет оснащен двигателем GE H80-200. Он производится в Чехии по «лицензии США», поясняет собеседник «Ведомостей».

Бочаров на ВЭФе озвучивал три сценария замещения L-410 в текущих условиях. Первый – поддержание летной годности этих ВС за счет использования вторичных комплектующих. Второй сценарий состоит в локализации производства корпусных деталей самолета на УЗГА. Третий вариант – производство самолета ТВРС-44 «Ладога». Его разработкой также занимается УЗГА, серийное производство должно начаться в 2026 г.

Представитель Минпромторга сказал «Ведомостям», что работа по модернизации и расширению линейки самолетов различной вместимости «ведется не первый год». Он отметил, что сравнивать L-410 и «Ладогу» некорректно, но признал, что эти самолеты дополняют друг друга при выполнении задач, связанных с обеспечением транспортной связанности территории нашей страны.

План по производству самолетов L-410 есть в программе развития авиаотрасли до 2030 г. Согласно документу, уже в этом году УЗГА должен поставить 14 новых L-410, а к 2030 г. государство ожидает 178 таких ВС.

Представители УЗГА, Минтранса и Росавиации на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Точную сумму для локализации производства L-410 не смогут назвать даже в УЗГА, отмечает директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По оценке эксперта, только освоение клепки фюзеляжа потребует «десятки миллиардов рублей». В эту сумму, по словам Пантелеева, включены строительство инфраструктуры и опытно-конструкторские испытания. Но, по его мнению, самолет L-410 устарел и «особого смысла его производства в XXI в. нет».

Эксперт уверен, что после прекращения кооперации по самолету L-410 пострадает не только российская сторона. «Чехия может сохранить производство самолетов и без участия России, но, учитывая, что российские эксплуатанты были основными покупателями L-410, компания Aircraft Industries рискует обанкротиться», – объяснил Пантелеев.

Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов добавил, что «физическую замену» для L-410 можно найти уже сейчас. «На коротких маршрутах целесообразно использовать вертолет Ми-8 – это будет дороже, но разница не критична», – считает Борисов. Для более дальних расстояний, по словам эксперта, возможна замена на самолеты Ан-26 и Ан-24 вместимостью 40 и 50 человек соответственно. Но такие суда не смогут принимать те посадочные площадки, на которые был рассчитан L-410.