На заводе Nissan в Петербурге будут собирать китайские машины

Площадку, вероятно, передадут «Камазу», которому предстоит договориться с партнером из КНР
Nissan стал третьим производителем легковых автомобилей, заявившим о полном прекращении производства в России/ ANATOLY MALTSEV / EPA / ТАСС

Как выяснили «Ведомости», план, при котором бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге сохранит работоспособность, включает в себя привлечение китайского автоконцерна при посредничестве «Камаза». Одним из рассматриваемых партнеров из КНР является автоконцерн FAW. Об этом рассказали два источника «Ведомостей», знакомых с планами властей в отношении площадки японского автопроизводителя.

Минпромторг объявил о национализации российских активов «Ниссан мэнуфэкчуринг рус» 11 октября. В периметр сделки кроме завода мощностью 100 000 автомобилей в год также входят научно-исследовательский центр Nissan в Санкт-Петербурге и центр продаж и маркетинга в Москве. Все это будет продано подведомственному Минпромторгу ФГУП «НАМИ» за 1 евро. Nissan оценил единовременные убытки компании в связи с уходом из России примерно в 100 млрд иен ($686 млн).

В рамках сделки для Nissan предусмотрен опцион на обратный выкуп своих российских активов. Он может быть реализован в течение следующих шести лет с компенсацией инвестиций российского ФГУПа или его партнера в размере до 180 млн евро из расчета по 30 млн евро в год, говорил источник «Ведомостей». Это гарантия, что новый партнер не будет вкладывать необоснованное количество средств, объяснял он. Закрытие сделки по передаче российских активов Nissan НАМИ ожидается в начале ноября, сказал позднее вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров.

При этом у российского ФГУПа будет производственный партнер – российская компания, которая станет управлять заводом в Санкт-Петербурге, говорит один из источников «Ведомостей». По его словам, этим партнером может стать «Камаз», но «есть и конкуренты». Собеседник объясняет необходимость привлечения партнера тем, что НАМИ не является производственной компанией.

Другой собеседник подтверждает, что соответствующее предложение было сделано «Камазу». Но «Камаз», помимо собственного производства грузовиков в Набережных Челнах, автобусов и электробусов в Башкирии и Москве, также вовлечен в проект восстановления производства на «Москвиче» (бывший завод «Renault Россия»), имеет 50% завода и должен по соглашению с Москвой обеспечить финансирование проекта в размере 5 млрд руб.

Оба собеседника «Ведомостей» говорят, что в качестве одного из вариантов для загрузки завода Nissan обсуждается сотрудничество с китайской FAW, не уточняя, на какой стадии сейчас переговоры и какие могут быть альтернативы этому концерну. FAW (First Automobile Works – Автозавод № 1) – госкомпания, основанная в 1953 г. в Чанчуне, КНР. Старейший китайский автоконцерн был создан при содействии СССР.

В современной России компанию представляет «ФАВ Восточная Европа». С 2007 г. компания продает коммерческие и грузовые автомобили, с 2012 г. – и легковые. В 2017–2018 гг. легковые машины FAW Besturn X80 выпускались крупноузловым методом на калининградском «Автоторе». 

Продажи грузовиков FAW в России по итогам 2021 г. подскочили в 2,5 раза до 1733 единиц, следует из данных «Автостат инфо» на основе статистики о регистрациях транспортных средств. Доля рынка компании в этом сегменте составила 1,1%. Продажи легковых машин китайского бренда в прошлом году выросли на 17% до 3137 штук, но за 9 месяцев 2022 г. снизились на 34% до 1672 машин, говорится в статистике Ассоциации европейского бизнеса. 

«Ведомости» направили запросы в «ФАВ Восточная Европа», «Камаз» и Минпромторг. 

Nissan стал третьим производителем легковых автомобилей, заявившим о полном прекращении производства в России. До него из российских активов вышли французская Renault и японская Toyota, которая, впрочем, пообещала продолжить обслуживать своих клиентов и поддерживать дилеров. 

Кроме того, в июле Volkswagen начал сворачивать контрактную сборку на мощностях группы ГАЗ из-за вступления против нее санкций минфина США. В сентябре «Соллерс авто» решила выпускать легкие коммерческие автомобили JAC под собственным брендом на площадке совместного предприятия (СП) с Ford в Елабуге, где до СВО выпускали Ford Transit. Также компания ведет переговоры с Mazda по параметрам ее выхода из СП «Мазда Соллерс» во Владивостоке («Ведомости» писали об этом 27 сентября). 

Источник «Ведомостей» среди консультантов китайского автопрома в России сомневается, что предложение занять площадку Nissan в Петербурге может быть интересно FAW. Наличие опциона на возврат для японского автоконцерна означает, что у китайцев будет всего шесть лет для выпуска машин, что по меркам автопрома совсем немного, отмечает он. Но, учитывая, что FAW – это госкомпания, решение может быть политическим, полагает собеседник.