В России ускоряются темпы снижения авиаперевозок

За январь – октябрь авиакомпании обслужили на 14% меньше пассажиров
После закрытия полетов в недружественные страны авиакомпаниям пришлось включиться в конкуренцию внутри страны / Андрей Гордеев / Ведомости

Российские авиакомпании за 10 месяцев 2022 г. перевезли 81 млн пассажиров, что на 13,4 млн, или на 14,3%, меньше, чем за тот же период годом ранее. Об этом рассказали «Ведомостям» два источника, знакомых со статистикой Росавиации. Сколько из них было перевезено на внутренних линиях и в международном сообщении, они не уточнили.

Темпы снижения авиаперевозок в октябре ускорились до 25% к тому же месяцу 2021 г. по сравнению с 17% в июле и 19% в августе и сентябре, уточняет один из собеседников «Ведомостей».

Топ-5 перевозчиков по итогам 10 месяцев, по словам источников, выглядел следующим образом: «Аэрофлот» обслужил 17,7 млн человек, на 2-м месте – S7 Airlines с 13,5 млн пассажиров, на 3-м – входящий в группу «Аэрофлот» лоукостер «Победа» (9,9 млн человек). Четвертую и пятую строчки заняли «Уральские авиалинии» (7,3 млн человек) и входящая в группу «Аэрофлот» авиакомпания «Россия» (7,2 млн пассажиров).

В сравнении с 10 месяцами прошлого года тройка лидеров не изменилась, следует из статистики Росавиации за 2021 г. Тогда «Аэрофлот» перевез 18 млн пассажиров, S7 Airlines – 15,1 млн человек, «Победа» – 12,1 млн. «Уральские авиалинии» и «Россия» в этом году поменялись местами.

За 10 месяцев этого года пассажиропоток сократился у всех авиакомпаний из топ-5, отмечают собеседники «Ведомостей». Наименьшие потери – у «Аэрофлота»: перевозки авиакомпании упали всего на 1,9%. S7 Airlines перевезла на 10,7% меньше, чем годом ранее, «Победа» – на 18,3%, «Уральские авиалинии» – на 9,2%, «Россия» – на 15,3%.

В «Аэрофлоте», «Победе», «Уральских авиалиниях» и «России» не ответили на запросы. Представитель S7 Airlines заявил, что приведенные источниками данные по перевозкам компании «корректны». Статистику по перевозкам «Уральских авиалиний» также подтвердил «Ведомостям» источник в компании.

Представитель Росавиации отказался от комментариев.

В октябре, по словам источников «Ведомостей», лишь у пяти из 20 крупнейших авиакомпаний РФ пассажиропоток вырос относительно того же месяца 2021 г. Это «Газпром авиа» (+88%), «Ижавиа» (+23,5%), NordStar (+16,8%), «Ираэро» (+9%) и Smartavia (+1,7%). При этом самое сильное падение в октябре год к году продемонстрировали Nordwind (-60%), Azur Air (-54%) и авиакомпания «Икар» (-52,6%).

В конце ноября этого года глава Минтранса Виталий Савельев говорил, что российские авиакомпании смогут перевезти в 2022 г. порядка 94–96 млн пассажиров из планировавшихся 100 млн человек. По его словам, около 80 млн человек придется на внутренние авиалинии и 16 млн – на международные. Если бы 11 южных аэропортов России не были закрыты с конца февраля из-за СВО на Украине, то авиакомпании смогли бы дополнительно перевезти около 19 млн пассажиров, оценивал Савельев. «Тогда результат был бы на 2,4 млн человек лучше, чем результат 2021 г., когда мы перевезли 111 млн пассажиров», – подчеркивал министр.

Из-за СВО закрыто 11 аэропортов Центральной и Южной России (Анапа, Брянск, Белгород, Геленджик, Воронеж, Курск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Липецк, Симферополь и Элиста), Росавиация продлевала этот запрет уже 46 раз, последний раз – до 15 декабря.

После начала СВО страны ЕС, Великобритания и США ввели беспрецедентные санкции против российской авиаотрасли, включая полный запрет на поставки авиатехники (в том числе самолетов Boeing и Airbus, составляющих основу авиапарка) и комплектующих. Было запрещено страхование и техобслуживание воздушных судов (ВС), а иностранные лизинговые компании начали отзывать уже поставленные ВС. Также недружественные страны закрыли свое воздушное пространство для самолетов из России, а Россия в ответ запретила пролет для авиакомпаний из этих государств.

Савельев также отмечал в конце ноября, что на субсидирование внутренних перевозок в 2022 г. было выделено 100 млрд руб., которые Росавиация распределила между 32 авиакомпаниями. «Зарубежные рейсы прекратились, но россияне будут путешествовать. Предполагаем, что внутри России туристический бизнес будет развиваться», – говорил он. 7 декабря премьер Михаил Мишустин продлил господдержку перевозчикам на 2023 г., им выделят 25,3 млрд руб.

До начала пандемии коронавируса в 2020 г. около 50% всех авиаперевозок российских авиакомпаний приходилось на недоступные сейчас международные направления, а также на закрытые аэропорты юга России, отметил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Но на деле по итогам текущего года падение будет не на 50%, а в районе 15% к показателям 2021 г. и около 30% – к допандемийному 2019 году, оценил эксперт. «Перевозки удалось сохранить на приемлемом уровне за счет интенсификации внутренних рейсов. Плюс расширение маршрутной сети. Самолетов было на 40% больше, чем нужно для внутренних перевозок, но теперь их дозагрузили», – пояснил Гусаров.

Эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов добавил, что многие эксперты с учетом закрытия южных аэропортов ожидали перевозки на уровне 80 млн пассажиров. Но этот прогноз уже превышен, подчеркнул эксперт. Помимо переориентации пассажиропотока на внутренние рейсы, по словам Борисова, такого результата удалось добиться также благодаря «масштабным госсубсидиям» для авиакомпаний.

«Раньше летали за границу или в Крым, теперь полетели в Сочи, на Камчатку, Байкал или Алтай. Туристы также добираются в привычные места отдыха окольными путями. Например, в тот же Крым летят через Минводы, а дальше едут на поезде», – пояснил эксперт.

Ускорение темпов сокращения авиаперевозок в октябре можно объяснить также «неотпускным настроением» россиян, считает директор научного центра госрегулирования ФГУП ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. По его мнению, спад спроса на авиаперелеты может объясняться в том числе «общим негативным международным геополитическим фоном». Фридлянд добавил, что даже если темпы падения сохранятся на уровне 25%, то по итогам года заявленные показатели по перевозкам в 94–96 млн пассажиров будут достигнуты.