Перевозки посылок между РФ и странами СНГ в апреле выросли на десятки процентов

Основным драйвером такого роста стали покупки через маркетплейсы, считают эксперты
Компании из стран СНГ стали для России альтернативными поставщиками десятков товарных категорий/ Евгений Разумный / Ведомости

Объем отправлений доставки курьерских посылок и сборных грузов между Россией и странами СНГ в период с 25 марта по 25 апреля к аналогичному периоду прошлого года вырос от 50 до 120% в зависимости от направления. Это следует из обзора, подготовленного крупными логистическими операторами ПЭК, СДЭК Recommerce, Boxberry, Pony Express, Dalli и B2CPL (есть у «Ведомостей»). В Содружество независимых государств (СНГ) помимо России входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан.

В обзоре отмечается, что в указанный период в преддверии майских праздников 2023 г. объем доставки компанией ПЭК между Россией и Белоруссией вырос на 117% год к году, в Boxberry – на 46%, в Pony Express – на 120%. Грузооборот с Казахстаном у этих компаний увеличился на 109, 101 и 130% соответственно. Абсолютных цифр не обзоре приводится. Для этого показателя была взята величина измерения – кубометр груза на километр пути (куб. км).

По данным источника «Ведомостей» в крупной логистической компании, в апреле в Россию из СНГ и обратно доставлено до 400 000 посылок разного содержания и габаритов. Аналогичные данные приводит и независимый промышленный эксперт Максим Шапошников. По его оценкам, в месяц сейчас доставляется около 300 000–350 000 посылок. «Средний объем посылки – 0,08 куб. м, среднее расстояние посылки – около 2000 км. Итого в месяц имеем 48 млн кубокилометров», – подсчитал эксперт.

По словам директора по маркетингу DPD в России Алексея Мерзлякова, в апреле изменилась структура доставки – в 2022 г. бизнес чаще всего перевозил посылки из России в страны СНГ, а в 2023 г. – в РФ. По его данным, грузооборота из СНГ в Россию увеличился на 49% за год, при этом основной рост произошел по направлениям из Казахстана – 106% и Киргизии – 41%. В топ-3 популярных групп товаров для ввоза в Россию, по оценкам компании, вошли бытовая и промышленная химия, косметика и парфюмерия, бытовая техника.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что основным драйвером роста грузооборота мелких посылок между странами СНГ стало активное развитие крупнейших маркетплейсов – Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет». При этом рост грузооборота, по мнению эксперта, также обусловлен низкой базой 2022 г. Бурмистров уверен, что доставка «будет расти и дальше».

Представитель маркетплейса Ozon сказал, что не раскрывает данные по объемам грузооборота со странами СНГ. В Wildberries и «Яндекс.Маркете» не ответили на вопросы «Ведомостей».

Руководитель направления клиентского сервиса ПЭК Игорь Коптев поясняет сложившийся в этом году тренд на рынке доставки также и тем, что россияне стали чаще заказывать продукцию ушедших из России брендов в соседних странах. Рынок РФ в прошлом году покинули многие западные бренды, в том числе производители одежды и обуви (Massimo Dutti, Oysho, H&M Group, Nike, Adidas), мебели (IKEA), продуктов питания (Paulig, Lindt, Nespresso, Coca-Cola) и проч. после усиления антироссийских санкций из-за СВО на Украине.

«Компании из стран СНГ стали для России альтернативными поставщиками десятков товарных категорий», – отмечает Коптев. Он добавил, что также сохраняется высокий спрос на перевозку личных вещей россиян «в рамках переездов в близлежащие государства». Руководитель направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions (NSCS) Иван Головко согласен, что рост грузооборота связан с «непрямым импортом» санкционных товаров, а также внедрением маркетплейсов на рынки сопредельных стран и выходом локальных импортеров на онлайн-магазины.

Давать долгосрочные прогнозы по объемам грузооборота со странами СНГ, по словам руководителя направления Boxberry в СНГ Михаила Конева, сейчас «достаточно сложно». Топ-менеджер указывает на то, что продолжают вводиться новые ограничения, которые приводят «к отсечению потока параллельного импорта в Россию». В частности, Конев напомнил, что Казахстан с 1 апреля внедрил обязательное оформление электронных сопроводительных накладных для грузов, участвующих в торговле со странами Евразийского экономического союза («Ведомости» писали об этом 24 и 27 марта). По словам Конева, далеко не все компании успели подстроиться под требования законодательства и новые вводные «создали турбулентность в грузоперевозках» на этом направлении. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что дальнейшая динамика грузооборота со странами СНГ будет зависеть от загруженности инфраструктуры этих государств и действия различных ограничений.

Самыми популярными посылками, доставку которых в преддверии майских праздников 2023 г. заказывали жители России и стран СНГ, по данным логистических компаний, стали саженцы, автозапчасти, сельхозтовары, стройматериалы, мотоциклы, рыболовные снасти и сухофрукты.

После начала СВО на Украине в феврале 2022 г. и введения новых санкций против России со стороны США, Великобритании, стран Евросоюза (ЕС) и ряда других государств логистика претерпела серьезные изменения. В апреле прошлого года европейские страны перестали пускать к себе грузовики с российскими и белорусскими номерами. В качестве ответной меры российское правительство в октябре 2022 г. ввело запрет на въезд в Россию иностранных автоперевозчиков из недружественных стран.

По оценкам Noytech Supply Chain Solutions (NSCS), объем российских экспортно-импортных перевозок со странами ЕС по итогам 2022 г. снизился до 40% («Ведомости» писали об этом 24 января). При этом логисты отмечали рост перевозок в страны СНГ, Турцию, Иран и Китай. Похожая тенденция наблюдается и в железнодорожных перевозках. Как заявил 10 мая глава РЖД Олег Белозеров, в I квартале объем перевозок по сети РЖД в сообщении со странами ШОС (Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан) вырос почти на 50% до 70 млн т. По итогам 2022 г. объем таких перевозок составил 202 млн т (+8% к 2021 г.).

ЕС также ограничил поставку ряда товаров в Россию, многие западные компании, включая крупнейшие контейнерные линии (датская Maersk, швейцарско-итальянская Mediterranean Shipping Company, французская CMA CGM), ушли с российского рынка. Для продолжения ввоза продукции недружественных стран в Россию 30 марта 2022 г. был запущен механизм параллельного импорта, т. е. ввоз оригинальных товаров без согласия правообладателя. В список товаров для параллельного импорта входят электроника, одежда, автомобили, различное оборудование и т. д.