Из-за ухода зарубежных брендов продажи бытовой техники и электроники в России упали на 15%

Долю американских, японских и корейских компаний постепенно занимают китайские игроки и местные производители
Евгений Разумный / Ведомости

Общий объем продаж бытовой техники и электроники в России по итогам 2022 г. составил 2,2 трлн руб., подсчитала аналитическая компания Infoline. По ее данным, по сравнению с позапрошлым годом этот рынок сократился на 15,4%.

Генеральный директор Infoline Иван Федяков напоминает, что многие крупные компании (в основном американские, японские и корейские) приняли решение покинуть страну, среди них Samsung, LG, Apple, Asus, Hewlett-Packard, Panasonic, Sony. Другие же крупные производители (Huawei, Xiaomi, Lenovo) ограничили свои торговые отношения с Россией, добавляет эксперт.

По данным Infoline, для решения проблемы многие российские компании стали выводить на рынок собственные торговые марки. К примеру, «М.видео-Эльдорадо» запустила продажи бытовой техники и электроники под брендами Novex и Hi, а Ozon – под маркой Hartens. Кроме того, по данным аналитического портала «Холодильник.ру», позиции ушедших западных компаний постепенно занимают китайские и турецкие игроки, а также производители из России и стран СНГ. По словам коммерческого директора этого ресурса Алексея Погудалова, к примеру, в категории телевизоров корейские бренды Samsung и LG, занимавшие 62% рынка, сократили продажи по итогам прошлого года почти в 3 раза. В то время как у китайских компаний Haier, Hisense, Xiaomi и TCL этот показатель, наоборот, вырос в 3 раза – с 12,1 до 35,9%. Абсолютных цифр он не привел.

Похожая ситуация и в категории смартфонов. Здесь продажи того же Samsung, по данным Погудалова, снизились на 40%, а доля сократилась до 17,6%. Эксперт также отмечает, что это одна из немногих компаний, сохранивших в России полноценное представительство, тогда как другие бренды работают на нашем рынке через дистрибуторов. В то же время, по данным Mobile Research Group, лидерами продаж в этом году являются китайские Xiaomi, Realme и Tecno.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорит, что производители смартфонов из этой страны продолжают работать у нас напрямую и у них есть различные программы для привлечения клиентов (рассрочки, кредиты, трейд-ин и проч.). Техника же от западных компаний (Samsung и Apple) поставляется в режиме параллельного импорта, а это значит, что у этих брендов нет техподдержки, гарантии и продвижения.

Спрос на смартфоны из Китая в количественном выражении увеличился на 42% относительно прошлого года, а их совокупная доля оказалась более 70%, говорит представитель «М.видео-Эльдорадо». Он также добавляет, что средний чек на эту категорию в России сейчас составляет 22 000 руб., а это на 23% меньше, чем было годом ранее.

601 млрд руб.

составили продажи лидера рынка бытовой техники и электроники DNS по итогам 2022 г., по данным Infoline. На 2-м месте остается компания «М.видео-Эльдорадо» (402,5 млрд руб.). На 3-е место поднялся Ozon с выручкой 161,4 млрд руб. Совокупная же выручка 10 крупнейших игроков этого рынка в прошлом году была на уровне 1,72 трлн руб., это на 1,7% больше, чем было в 2021 г.

Что касается крупной бытовой техники (холодильников и стиральных машин), то тут благодаря уходу компаний из недружественных стран самый активный рост был у китайских брендов, отмечает Погудалов. По его словам, к примеру, продажи Haier увеличились более чем на 50%, а доля этой компании в этом сегменте уже составляет почти 25%. Похожая ситуация и у турецких производителей. По словам Погудалова, продажи у Beko, Midea, Gorenje за прошедший год выросли примерно в 6 раз. Он также отмечает, что доля ушедших из России Samsung, Bosch, Electrolux, LG и Miele на рынке холодильников сократилась с 50 до 13,5%. Эти же компании занимали лидирующие позиции в сегменте стиральных машин, сейчас они «из поля зрения потребителей фактически исчезли», добавляет Погудалов.

Представитель «М.видео-Эльдорадо» отметил, что сейчас растет интерес к торговым маркам из России, Белоруссии и Узбекистана. К примеру, в число лидеров продаж холодильников, по его словам, уже вошли российская «Бирюса» и белорусский «Атлант». В этой категории на локальные бренды сейчас приходится уже более 20% в штучных продажах, говорит представитель ритейлера.