Росавиация инициирует разработку российского легкого учебного самолета

Половина парка иностранных машин остановлена из-за сложностей с обслуживанием двигателей
Сейчас в летных училищах для обучения пилотов используются воздушные суда зарубежного производства, в том числе L-410 / Марина Лысцева / ТАСС

В России могут начать разработку нового легкого самолета для обучения пилотов. Острую потребность в таких машинах испытывают учебные центры Росавиации по всей России, заявил 26 апреля на годовом собрании Союза авиапроизводителей начальник управления летной эксплуатации Росавиации Владимир Израилев («Ведомости» ознакомились с аудиозаписью выступления).

По его словам, сегодня во всех девяти летных училищах ведомства для обучения пилотов используются воздушные суда зарубежного производства: Cessna 172, Diamond 40/42, L-410, легкие вертолеты Bell и Eurocopter. Израилев отметил, что сейчас около половины этих машин «неисправны». Проблема в поставках иностранных комплектующих для этих самолетов и вертолетов, особенно тяжело дело обстоит с двигателями. «Двигатели завозятся очень долго, дорого, а иногда не завозятся», – отметил он.

Из-за этого, в частности, выпускники Омского летного технического колледжа «выпускаются с огромной задержкой». Чиновник добавил, что на данный момент решение проблемы «не просматривается», а потому через какое-то время на магистральных воздушных судах, которые сейчас разрабатывает российская авиационная промышленность, «будет некому летать». По его словам, Росавиация направила в Минпромторг предложение о создании российского воздушного судна с требуемыми характеристиками.

Присутствовавший на собрании заместитель гендиректора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; входит в «Ростех») Андрей Богинский напомнил, что Росавиация несколько лет не закупала новую технику по причине нехватки финансирования.

Он напомнил, что ОАК несколько лет назад разрабатывала легкий шестиместный одномоторный Як-118, модифицированную версию советского Як-18Т, который запустили в эксплуатацию еще в 1970-х гг. Богинский попросил представителя Росавиации направить техническое задание напрямую в ОАК, минуя Минпромторг. Он добавил, что компания готова приступить к созданию самолета – «осталось только найти ресурсы на создание новой машины».

О разработке перспективного Як-118 сообщалось еще в 2000-х гг. Например, в 2009 г. в открытых источниках появилась информация, что эти самолеты будут оснащены немецкими двигателями. Но до серийного производства этот проект доведен не был.

«Ведомости» направили запросы в «Ростех» и его дочерние ОАК и «Вертолеты России». Представитель Росавиации отказался от комментариев. Представитель Минпромторга сказал, что разработка проекта находится на начальной стадии и в ведомство он еще не направлялся. По готовности проект будет рассмотрен при формировании бюджета, отметил он.

В пресс-службе «Аэрофлота» «Ведомостям» сказали, что на данный момент дефицита пилотов в авиакомпании не наблюдают. Перевозчик поддерживает квалификацию выпускников летных училищ, проводя теоретические занятия, через которые прошло более 350 выпускников. В авиакомпании считают, что профессия пилота будет оставаться востребованной долгие годы, несмотря на рост уровня автоматизации самолетов. «Выбытие иностранных воздушных судов компенсируется выпуском современных российских самолетов, поэтому мы считаем, что востребованность пилотов на российском рынке в ближайшие годы увеличится, а объем перевозок будет расти», – отметил представитель национального перевозчика.

Источник в одной из крупнейших авиакомпаний России скептически относится к возможности восполнить возможный дефицит российских пилотов зарубежными кадрами. «Существовавшая в компании практика приема зарубежных специалистов показала низкую эффективность их использования. Возникали сложности с обеспечением документацией на английском языке, организацией полетов на территории России, поддержанием летной годности судов», – утверждает он.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что ранее в «инициативном порядке» разворачивать серийное производство учебно-тренировочных самолетов не было большого смысла. По его мнению, это было бы целесообразно только в случае наличия большого доступного рынка таких воздушных судов, как в США или Западной Европе. Но сегодня после усиления санкций ситуация изменилась: без собственных отечественных учебно-тренировочных самолетов и вертолетов наладить подготовку пилотов будет крайне сложно, полагает Пантелеев.

На эту нишу, по его словам, ранее были нацелены Ил-103, М-101Т, Як-18Т 36-й серии, нереализованный проект Як-118. Если один из них будет близок к требованиям заказчика, его можно было бы реанимировать, но ключевое условие – наличие отечественного двигателя, отметил эксперт.

«Ростех» разрабатывает газотурбинный двигатель ВК-650В, наработки по которому можно применить для создания самолетного мотора. Есть проекты по бензиновому и дизельному двигателям на 500 л. с. Но серийно выпускаемого мотора нужной мощности сегодня в России нет», – констатирует Пантелеев.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский говорит, что стоимость разработки российской учебного самолета «зависит от уровня имеющихся разработок». Очевидно, что это «сотни миллионов рублей», добавил он. По оценкам Жарского, «при наличии политической воли и необходимых бюджетных ассигнований» можно разработать и запустить машину в производство за 3–5 лет.

Уточнение. Уже после выхода материала представитель пресс-службы Минпромторга сообщил, что детализированная информация по проекту в ведомство пока не направлялась.