Леспром начал урезать свои инвестпрограммы

Для решения проблем отрасли придется искать новые рынки сбыта, считают аналитики
Андрей Гордеев / Ведомости

Компании российского лесопромышленного комплекса (ЛПК) вынуждены будут сокращать инвестпрограммы из-за ситуации на рынке. Это следует из опроса, проведенного консалтинговым агентством Strategy Partners (есть у «Ведомостей»). В опросе приняли участие 52 компании из всех федеральных округов России и подотраслей ЛПК, на которые приходится более 20% выручки всей отрасли.

53% компаний-респондентов заявили, что их инвестпрограмма в кратко- и среднесрочной перспективе «существенно пострадает». 16% решили приостановить реализацию инвестпрограмм, еще 37% планируют сократить инвестиции более чем на 30%. По мнению авторов исследования, остановка инвестпрограммы логична на фоне ухудшения доступа к ключевым экспортным рынкам.

После начала СВО на Украине ЕС ввел эмбарго на импорт древесины, фанеры, плит и пеллет из России, а также запрет на экспорт в Россию техники и технологий. Запрет вступил в силу 10 июля 2022 г. Затем в октябре ЕС запретил импорт из России целлюлозной массы и отдельных видов бумаги и картона. Япония в апреле 2022 г. запретила импорт бревен, щепы и досок из РФ.

На этом фоне в январе – июне 2023 г. экспорт пиломатериалов из России снизился на 16% в годовом выражении примерно до 10 млн куб. м («Ведомости» писали об этом 20 июля). При этом поставки в Китай выросли на 5% и составили 61% российского экспорта. По данным Росстата, производство пиломатериалов в РФ в январе – мае 2023 г. сократилось на 10,1% год к году до 11,5 млн куб. м. Выпуск фанеры за этот период снизился на 19,8% до 1,3 млн куб. м, производство пеллет – на 46,1% до 535 000 т, а производство бумаги и картона – на 5,6% до 4 млн т.

Около 44% компаний российского ЛПК уже провели редизайн инвестпрограмм после начала СВО или сейчас заканчивают этот процесс, указано в исследовании.

Партнер практики ЛПК Strategy Partners Павел Билибин, куратор исследования, пояснил «Ведомостям», что под редизайном подразумевается изменение стратегии инвестпроектов. После введения запрета на поставки в Россию техники и технологий для ЛПК компаниям пришлось изменять инвестпроекты, ориентированные на западное оборудование, отмечает он. В результате сроки их реализации существенно сдвинулись вправо, так как технологический редизайн проекта требует от шести месяцев до одного года.

Например, Segezha Group в 2022 г. перенесла запуск целлюлозного комбината в Красноярском крае с 2026 на 2028 г., добавляет Билибин. Также в сегменте пеллет компании, которые ранее большую часть продукции экспортировали в ЕС, пересмотрели свою стратегию в сторону альтернативных продуктов, уточняет он.

Проблема в том, поясняет Билибин, что в России практически прекратилось производство техники для ЛПК. Компании отрасли инвестируют в разработку новых продуктов, но финансировать разработку оборудования и технологий, по их мнению, должно государство. Отечественным компаниям сейчас доступно оборудование из Китая, Индии, Ирана, по отдельным позициям – из Бразилии.

Среди наиболее активных [компаний, пересматривающих инвестпрограммы] производители бумаги (69%), древесных плит (57%), а также фанеры и пеллет (50%), следует из опроса Strategy Partners (разрешалось выбирать несколько вариантов ответа). 26% опрошенных отметили «недостаточное качество или производительность» доступных технологий, 20% – их высокую стоимость. 61% компаний назвали недоступность наиболее эффективных технологических решений из-за санкций одним из ключевых инвестиционных вызовов.

При этом 39% опрошенных Strategy Partners заявили, что намерены продолжать реализацию существующей инвестпрограммы. «Как показывает опыт, здесь позитивный вклад вносят такие факторы, как получение мер господдержки, позволяющих снизить стоимость заемного финансирования, а также M&A по активам, из которых выходили иностранные владельцы», – отмечают авторы исследования.

К примеру, в апреле 2023 г. «Вологодские лесопромышленники» закрыли сделку по покупке австрийского «Хасслахерлеса» в Новгородской области мощностью лесопильной линии до 500 000 куб. м сырья в год. Председатель совета директоров компании Александр Чуркин в интервью «Ведомостям» в июне говорил, что для планируемого завода по переработке тонкомерной древесины в Вологодской области компания закупила подержанное оборудование мощностью 400 000 куб. м.

Представитель «Свезы» сообщил «Ведомостям», что в 2022 г. компания скорректировала стратегию развития «в сторону доступных направлений экспорта», а также продолжила укреплять позиции на внутреннем рынке. В 2023 г. «Свеза» представила продукцию потенциальным покупателям в Китае, Индии, ЮАР, Турции и Узбекистане, поэтому ожидает роста объемов продаж по сравнению с 2022 г., добавил он.

«Вологодские лесопромышленники» адаптировали свои планы под текущие реалии, но сохранили долгосрочные приоритеты, сообщил «Ведомостям» гендиректор компании Антон Зебанц. По его словам, запланированная на 2023–2025 гг. инвестпрограмма будет выполнена полностью. В части M&A компания продолжает изучать рынок и рассматривать открывающиеся возможности, но не планирует продавать собственные активы, уточнил Зебанц.

«Ведомости» также направили запросы в пресс-службы Segezha Group и группы «Илим».

Представитель Минпромторга сообщил «Ведомостям», что в России уже действуют меры господдержки ЛПК, введенные по поручению президента России Владимира Путина. Среди таких мер компенсация 100% расходов на логистику компаний при экспорте через северо-западные порты, а также льготная промышленная ипотека. Российские компании планируют нарастить производство лесозаготовительной техники: ООО «Амкодор-Онего» уже реализует такой проект, говорит представитель министерства. А для стимулирования спроса на такую технику Минпромторг запустил программы льготного лизинга и субсидирования скидок для покупателей. Финансирование этих программ в 2023 г. составляет 3,5 млрд руб., добавил собеседник.

ЛПК остается единственной отраслью природных ресурсов, в которой объем производства не восстановился по сравнению с 2022 г., отметил руководитель отдела аналитики ресурсных секторов «Ренессанс капитала» Борис Синицын. Компаниям сектора пришлось ухудшить структуру производства в сторону продукции с меньшей добавленной стоимостью из-за эмбарго ЕС и перенаправления экспорта в Китай. Цены на такую продукцию в КНР падают, пояснил Синицын.

Многие российские компании не готовы продавать товары по низким ценам, которые предлагают китайские потребители, добавляет аналитик инвестбанка «Синара» Ирина Фомкина. Восстановлению отрасли, по ее словам, также мешают проблемы с логистикой. Аналитики сходятся во мнении, что самый эффективный способ решения этих проблем – выход на новые экспортные рынки.