Почему цена Urals поднялась выше $70 за баррель

Российская нефть дорожает на фоне сокращения предложения и снижения ставок фрахта
ALEXANDER MANZYUK / Anadolu Agency via AFP

Цена барреля российской нефти сорта Urals на базисе FOB («c погрузкой на судно») в Балтийском и Черном морях в начале августа 2023  г. превысила $70. Об этом сообщается в докладе Международного энергетического агентства (МЭА) со ссылкой на данные Argus. По данным Минфина России, который также использует информацию Argus, последний раз такая стоимость Urals фиксировалась в октябре 2022 г. 

Стоимость Urals, как отмечается в докладе МЭА, 12 июля преодолела установленный в рамках санкций против РФ ценовой потолок в $60/барр. В результате средневзвешенная стоимость этого сорта в июле 2023 г. на базисе FOB выросла по сравнению с июнем почти на 16% до $64,41/барр. Дисконт на Urals в июле этого года сократился на $4/барр. на базисе FOB в Черном и Балтийском морях до $18,75/барр. к North Sea Dated (аналог котировки Brent, рассчитывается Argus и используется в налогообложении), а в первых числах августа – до $16.

При этом дисконт на более легкую нефть сорта ВСТО на FOB Козьмино снизился лишь на $1/барр. и ее стоимость в июле выросла на 9,5% до $71,24/барр., пишет агентство.

По данным МЭА, цена Urals с поставкой на западное побережье Индии выросла в июле на 13,5% по сравнению с июнем до $72,73/барр., а в начале августа достигла $80,01/барр. Дисконт на российскую нефть по сравнению с Dubai в начале августа упал втрое по сравнению с I кварталом 2023 г. до $5,8/барр., отмечают авторы доклада.

«Рост цен на Urals отражает дальнейшее сокращение предложения высокосернистой нефти на рынке после сокращения поставок ОПЕК+ и роста спроса со стороны нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) после сезона ремонтов», – поясняют в МЭА. Также на стоимость Urals повлияло решение России сократить экспорт нефти в августе на 500 000 барр./сутки и сентябре – на 300 000 барр.

Россия с марта этого года добровольно снизила добычу нефти на 500 000 барр./сутки к февральским значениям. Такой уровень добычи по решению российских властей сохранится до конца 2024 г. С 1 мая к сокращению добычи присоединились еще восемь стран ОПЕК+. Общее снижение добычи, включая РФ, составит 1,66 млн барр./сутки до конца 2023 г.

Помимо этого Саудовская Аравия решила дополнительно сократить производство на 1 млн барр./сутки в июле – сентябре этого года. Цену на российскую нефть также поддерживает снижение ставок фрахта. Например, ставка Baltic Aframax в июле этого года сократилась на 6,7% к предыдущему месяцу и на 18,3% к июлю 2022 г. до $2,1/барр., отмечается в докладе МЭА.

Экспорт российской нефти в июле, по расчетам МЭА, сократился на 0,2 млн барр./сутки к предыдущему месяцу и на 0,3 млн барр./сутки – в сравнении с июлем 2022  г., составив 4,6 млн барр./сутки. Поставки нефтепродуктов из России, наоборот, выросли – как к предыдущему месяцу (+0,2 млн барр./сутки), так и год к году (+2,7 млн барр./сутки). Доходы России от экспорта нефти и нефтепродуктов из-за роста цен увеличились на 19,5% к июню до $15,3 млрд. В сравнении с июлем 2022 г. они снизились на 21,1%.

При этом предельную стоимость (ценовой потолок), введенную недружественными государствами, преодолели также и отдельные виды нефтепродуктов. Например, с 5 по 10 августа дизель и газойль из России торговались дороже установленного потолка в $100/барр., сообщается в докладе (но их точная стоимость не указана). Стоимость нафты в первых числах августа достигла $50/барр. FOB Балтийское море и $51 в Черном море. Быстрее всего росли цены на мазут – в июле они прибавили 31,5%, превысив $48/барр., а 8 августа мазут в Черном море подорожал до $69/барр., что сильно выше потолка цен ($45/барр.).

Ценовое ограничение на российские нефтепродукты вступило в силу 5 февраля этого года одновременно с эмбарго на поставки топлива из России в Евросоюз (ЕС). Потолок цен для более премиальных продуктов (дизель и бензин) установлен на уровне $100/барр., а для более дешевых (мазут) – $45. Страны, присоединившиеся к антироссийским санкциям, запрещают своим компаниям перевозить нефтепродукты из РФ, приобретенные дороже установленного ценового потолка, и страховать суда для их транспортировки.

Управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова отмечает, что Россия активно наращивает экспорт мазута на фоне сокращения поставок Urals на мировой рынок. По ее словам, настроенные на переработку тяжелой нефти НПЗ (в том числе Urals) при ее нехватке могут закупать легкую нефть и смешивать ее с мазутом, чтобы получить сырье с нужными характеристиками.

Цены на мазут, считает Крылова, продолжат рост, пока предложение высокосернистой нефти сокращается, а спрос на нефтепродукты растет в связи с периодом летних отпусков. «В некоторых регионах Европы мазут уже торгуется с премией к Brent», – добавляет она. Bloomberg сообщал, что на прошлой неделе мазут торговался в Северо-Западной Европе дороже Brent впервые с 1995 г. Премия составляла $2,14/барр.

По мнению Крыловой, сокращение выплат российским НПЗ в рамках демпфера и осенний сезон ремонтов на предприятиях нефтепереработки (начнется в сентябре) «немного снизят» объемы поставок мазута за границу («Ведомости» писали о снижении выплат по демпферу 3 августа). Но ближе к зиме, в преддверии отопительного сезона, он может вновь начать расти.

Говоря об экспорте дизеля и бензина, эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов добавляет, что сокращение выплат по демпферу с 1 сентября вдвое не приведет к росту поставок моторного топлива за рубеж. «Демпфер – это формула субсидии нефтяникам, которая де-факто предоставлялась за удержание цен в границах инфляции. Пересмотр демпфера привел к разрыву этого негласного обязательства, что и стало драйвером ускорения роста цен в последние месяцы», – рассуждает он.

По данным Росстата, в июле розничные цены на бензин и дизтопливо ускорили рост, поднявшись на 2,2% по сравнению с июнем. По данным на 7 августа, они подорожали на 5,5% в сравнении с концом 2022 г.