Генпрокуратуру просят проверить Wildberries на предмет незаконной продажи вейпов

Реализацией такой продукции могут заниматься некоторые продавцы маркетплейса
Евгений Разумный и Максим Стулов / Ведомости

Депутат Государственной думы от «Единой России» и заместитель руководителя межфракционной рабочей группы по защите здоровья граждан от алкогольной, табачной и наркотической угроз Султан Хамзаев обратился к генеральному прокурору России Игорю Краснову с просьбой провести проверку крупнейшего российского маркетплейса Wildberries на предмет продажи вейпов. Как следует из его письма («Ведомости» с ним ознакомились), там «в большом количестве представлены устройства и жидкости для курения». При этом онлайн-продажа такой продукции запрещена, напоминает депутат.

В Генеральной прокуратуре на запрос «Ведомостей» не ответили. Представитель Wildberries сообщил, что продажа подобной продукции противоречит правилам площадки. Если недобросовестные продавцы предлагают ее, меняя названия таких товаров в карточках, ее оперативно снимают с площадки, утверждает он.

Впрочем, «Ведомости» обнаружили на маркетплейсе жидкости для вейпов, которые продаются там как минимум с августа. После запроса «Ведомостей» интернет-ритейлер эти товары удалил. На других маркетплейсах, например Ozon и «Яндекс Маркете», найти подобную продукцию не удалось. Представитель Ozon сообщил, что компания соблюдает все требования российского законодательства. В «Яндекс Маркете» запрос оставили без ответа.

Бесконтрольная продажа вейпов через интернет-магазин приводит к тому, что такие товары покупают несовершеннолетние, отмечает Хамзаев. В связи с этим депутат просит прокуратуру «принять установленные законом меры реагирования».

Реализацию устройств и их производных для потребления никотинсодержащей продукции регулирует Федеральный закон № 178-ФЗ от 28.04.2023, напоминает руководитель табачного консалтингового агентства Fedotov Group Евгений Федотов. Он добавляет, что согласно ему, продажа таких товаров должна осуществляться строго в магазинах и павильонах, дистанционным способом реализация такой продукции запрещена. Такие нормы в отношении онлайн-торговли табачной и никотинсодержащей продукцией соответствуют общемировой практике, говорит Федотов. По его словам, это позволяет прежде всего защитить здоровье несовершеннолетних, которые в основном покупают товары в интернете, где не нужно предъявлять документы. Несоблюдение этих правил грозит Wildberries административной ответственностью в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., напоминает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов. Но, по его словам, в случае, если прокуратура докажет, что маркетплейс продавал подобные товары несовершеннолетним, нарушителю придется выплатить от 400 000 до 600 000 руб. Однако ритейлер в связи с этим может потребовать от продавца запрещенного товара выплатить неустойку, добавляет заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов.

Сейчас в России 308 000 магазинов продают табачную и никотинсодержащую продукцию, говорит Федотов. По его словам, это огромный рынок с большим количеством законодательных требований и ограничений. Вполне естественно, что существование недобросовестных продавцов вынуждает контролирующие органы регулярно проверять соблюдение всех необходимых запретов в магазинах и на маркетплейсах, резюмировал он.

По словам президента Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем Льва Григорьева, органам нужно сотрудничать с маркетплейсами, чтобы вместе бороться с недобросовестными продавцами. Как отметил эксперт, некоторые представители рынка пытаются пробить защиту маркетплейсов, размещая запрещенные для дистанционных продаж товары в различных категориях. Таким образом, продавцы обманывают модерацию маркетплейсов.

Депутаты Госдумы в последнее время активно пытаются регулировать деятельность маркетплейсов. В частности, депутат от «Справедливой России» Яна Лантратова сообщила «Ведомостям», что скоро на рассмотрение будет внесен законопроект, который предполагает ввести порядок применения договорных неустоек (штрафов маркетплейсов) в отношении контрагентов, а также запретить площадкам с оборотом более 150 млрд руб. продавать собственные товары, если аналогичная продукция уже представлена на маркетплейсе.