Производство крепкого алкоголя в России продолжает снижаться
Это связано как с высокими показателями прошлого года, так и с ростом акцизов
За 8 месяцев в России произвели 67,1 млн дал спиртных напитков крепостью свыше 9% (без учета вина и шампанского), по данным Росалкогольтабакконтроля (РАТК). Это на 5,6% меньше, чем было выпущено в январе – августе прошлого года. Производство водки за отчетный период снизилось на 6,8% до 45,1 млн дал, коньяка – на 18,5% до 4,8 млн дал. Всего же с учетом вина и шампанского в стране выпустили 104,4 млн дал алкогольных напитков (-10,7% год к году), но в эти данные не включены пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха.
Производство крепких спиртных напитков снижалось ежемесячно в январе – апреле, а с мая начало расти, по данным РАТК. Так, в августе 2025 г. выпуск увеличился на 5% до 15,7 млн дал. Продажи же такой продукции восстановились только в июле. «Татспиртпром» (водка «Ханская», Tundra и др.) в январе – августе нарастил выпуск крепких напитков на 2,4%, Ladoga (водка «Царская», джин Barrister, виски Fowler’s) – на 17% год к году, сообщили «Ведомостям» их представители. Абсолютных цифр они не назвали. При этом в Ladoga считают, что корректнее оценивать рынок по продажам, а не только по выпуску: производственные показатели зависят от внутренних планов и регуляторных ограничений, поэтому не всегда напрямую отражают потребление.
Текущий спад обусловлен перепроизводством прошлого года и охлаждением спроса на определенные типы напитков, говорит президент Гильдии экспертов алкогольной продукции («Алкопро») Андрей Московский. Так, по его словам, давление минимальной розничной цены (МРЦ) и акцизов лишило водку и коньяк ценового преимущества. Он добавляет, что по этим напиткам фактически перестали работать даже промо (скидки и акции). Ставка акциза за литр безводного спирта с 1 января 2025 г. повысилась с 643 до 740 руб. МРЦ, в свою очередь, выросла на 50 руб. до 349 руб. на водку, на 69 руб. до 472 руб. на бренди, виски и ром и на 95 руб. до 651 руб. на коньяк. Это особо сказалось на итоговых ценах на последний, так как этот напиток наиболее зависим от импортного сырья и логистики, указывает Московский.
На фоне этого эксперт отмечает перераспределение спроса внутри «крепких» категорий. Потребитель уходит от классических напитков вроде водки и коньяка, подтверждает заместитель гендиректора по операционной деятельности «Татспиртпрома» Никита Мингалев. Производство водки, по словам представителя этой компании, в январе – августе осталось на уровне прошлого года, а ликероводочные изделия прибавили 20% год к году. Среди таких напитков наибольший рост показали сладкие настойки (+153% за счет новинок), горькие настойки (+13%), виски (в восемь раз), уточнил Мингалев.
У Ladoga, по словам представителя группы, выпуск ликеров за первые восемь месяцев 2025 г. увеличился на 17%, виски – на 43%. Растет производство и других «миксологических» напитков – джина и рома, уточняет он. В эту категорию, по его словам, на фоне повышения акцизов и пошлин перешла часть потребителей вина. Но они чаще разбавляют крепкий алкоголь безалкогольными миксерами, подчеркивает представитель Ladoga. Он указывает на стабильность спроса на водку, кроме «проседания» экономсегмента после повышения МРЦ.
Мингалев также отмечает популярность коктейлей, где задействованы ром, джин и виски. Кроме того, благодаря барам и ресторанам растет спрос на настойки в разных возрастных группах, добавляет он. Молодая аудитория предпочитает более «вкусные» и удобные для миксов категории, согласен Московский. Потребление, по его словам, чаще становится «по случаю», здесь важнее «впечатление, а не объем».
По данным РАТК, выпуск ликероводочных напитков (ликеров, настоек, бальзамов и пр.) увеличился на 6,2% до 11,4 млн дал. Подробной разбивки по категориям ведомство не приводит.
Московский полагает, что динамика производства крепких напитков останется отрицательной и по итогам года выпуск снизится на 5–8% к 2024 г. Продажи же в литрах, по его прогнозу, упадут на 3–4%.
Сильнее всего потеряет в производстве коньяк, выпуск водки останется в «умеренном минусе», а виски, ром и джин удержат рост, считает эксперт.

