«Наш бренд – это Pirelli. Точка»
О сделке с китайской CNRC и партнерстве с «Роснефтью» рассказывает Марко Тронкетти ПровераМарко Тронкетти Провера начал карьеру в семейном бизнесе, связанном с морскими перевозками. Но потом он пришел в Pirelli - шинную компанию с почти полуторовековой историей - работает там почти 30 лет и стал настоящей легендой итальянского бизнеса. Башня «Пирелли» - один из первых небоскребов в Милане. Она появилась на месте первого производства компании и успела попасть в классическое итальянское кино. С момента основания у шинной компании не изменился не только ее профиль, но даже написание логотипа. А в начале этого года стало известно, что итальянская структура китайской CNRC («дочка» государственной ChemChina) может стать владельцем как минимум половины Pirelli. Новая компания благодаря интеграции с Aeolus Tyres должна удвоить производство Pirelli. Pirelli выставила условия – штаб-квартира новой головной компании холдинга и интеллектуальная собственность останутся в Италии. Но кооперция неизбежна - главные конкуренты Pirelli уже работают на китайском рынке. Чем обернется эта сделка для Pirelli, будет ли это началом новой эры? Тронкетти Провера расставляет все точки над i: легковые шины Pirelli не сменят бренд, но в ближайшие годы компанию ждет изменение структуры акционерного капитала, возможный делистинг. Как компания видит будущее время перемен и что думает о сотрудничестве с российскими партнерами, Провера рассказал «Ведомостям».
Марко Тронкетти Провера
– Это был китайский партнер, он (Ren Jianxin. - "Ведомости") приезжал к нам. Я познакомился с ним три года назад. На тот момент мы не сотрудничали, но я уважал его как предпринимателя. Потом он связался со мной прошлой осенью, в конце октября. То есть мы начали переговоры в прошлом году в конце октября.
– Нет, не принимала. Мы сообщили об этих переговорах компании LTI (структура "Роснефти". – "Ведомости"), которая владеет долей в Camfin. Я подтвердил им, что ничего не меняется в отношении производственных соглашений, которые между нами заключены - по развитию совместного проекта по НИОКР (по синтетическому каучуку) и по продажам в России.
– Антимонопольные ведомства не имеют отношения к сделкам, которые не ведут к получению доминирующего положения на рынке. У нас нет доминирующего положения на рынке. Пересечения инвестиций между нами и ChemChina нет. Поэтому проблемы в этом нет. Это бюрократический процесс, он должен завершиться в течение нескольких месяцев.
– LTI – наш долгосрочный финансовый партнер. Для них это хорошее вложение капитала. LTI видит потенциал роста, если они останутся. За один год они получили возврат инвестиций около 40% и вкладывают больше половины того, что они инвестировали год назад. Таким образом LTI выводит часть денег в ходе сделки, но также реинвестирует оставшуюся часть.
– Минимальная доля, которая у них будет после того, как они вложили больше половины того, что они вложили год назад (760 млн евро. – "Ведомости"), останется на уровне 12,6% в New Co. То есть более-менее та же доля, которая была у них в Pirelli. Это минимальная доля, которая у них останется.
Теперь это вопрос того, какими будут результаты публичное оферты. У LTI больше нет необходимости вкладывать деньги. Максимальные инвестиции, которые они могут сделать, — это разница между $300 млн и $500 млн, которые они вложили вначале. Таким образом, они могут остаться c тем миноритарным пакетом, который у них был, получив за год капитальную прибыль с теми же инвестициями. Если мы не выкупим 100% акций в ходе публичной оферты, они инвестируют меньше, чем разницу между $300 и $550 млн.
– Все партнеры Camfin вложат часть денег. ChemChina через свою структуру CNRC вложат более 2 млрд евро. Если по результатам публичной оферты CNRC будет иметь 65%, оставшиеся 35% будут поделены следующим образом: LTI получит 12,6%, Camfin – 22,4%
– Да, деньги инвесторов, потому что акционеры Camfin реинвестируют в NewCo.
Pirelli & C. S.p.A.
Акционеры Camfin (26,2%, из которых 50% контролирует «Роснефть», 38% - глава Pirelli Марко Тронкетти Провера, по 6% - банки Intesa Sanpaolo и Unicredit), инвесткомпания семьи Малакальца – Malacalza Investimenti (7%), холдинговая компания семьи Бенеттон - Edizione Srl (4,6%), инвестбанк Mediobanca (4,1%), остальные акции в свободном обращении
Капитализация 7,5 млрд евро
Финансовые показатели (2014 г)
Выручка 6 млрд евро
Прибыль 332,8 млн евро
Основана в 1872 г. Акции компании обращаются на Миланской фондовой бирже с 1922 г. Производит шины для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, сельскохозяйственной техники на 19 заводах в 13 странах.
– В данный момент Pirelli находится в процессе разделения компании на две части. Мы начали этот процесс месяц назад. Одно направление будет заниматься шинами для легковых машин и мотоциклов, другое - индустриальной продукцией, то есть шинами для грузовиков, сельскохозяйственной техники и шинами для горнодобывающей техники. Этот процесс, который сейчас происходит, предполагает в том числе разделение производственных площадок и разделение торговых сетей.
К концу года этот процесс будет закончен и будет создана компания Pirelli Consumer, которая будет полностью заниматься шинами для легковых машин и мотоциклов. Также будет создана компания Pirelli Industrial. После оценки она объединится с Aeolus Tyres. Цель — крупный промышленный производитель, который мог бы выйти на листинг на бирже Гонконга, так как Aeolus уже имеет там листинг. В конце концов главным акционером этой структуры должна быть компания Pirelli.
У New Company три акционера. Это китайцы – ChemChina – у которых будет максимально 65%, итальянские структуры – около 22,4% – и структуры "Роснефти" – около 12,6%. Если публичная оферта состоится, то New Co объединится с Pirelli. Доли останутся теми же – 65% – 22,4% – 12,6%. В то же время управление бизнес-процессами остается в руках менеджмента Pirelli.
При этом процесс разделения внутри Pirelli не имеет отношения к сделке с ChemChina. New Co будет владеть 100% обеих компаний - Pirelli Consumer и Pirelli Industrial. Потом Pirelli Industrial, 100% которой будет владеть новая компания Pirelli (она образуется после объединения New Co и Pirelli ), объединится с Aeolus . Мы сейчас проводим анализ и оценку активов.
Новая Pirelli будет единственным акционером Pirelli Consumer и крупнейшим акционером Pirelli Industrial — после объединения с Aeolus. Pirelli удвоится в размере по сравнению с сегодняшним уровнем. Компания совместно с Aeolus станет четвертым игроком в мире. Pirelli совместно с Aeolus будут представлять собой индустриальный шинный бизнес.
– К 2016 г. В этом же году пройдет объединение.
– Я вышел на связь с "Роснефтью", потому что мы реформировали завод в Воронеже и Кирове. Мы готовились поставить на российский рынок большой объем продукции. У нас уже есть партнер в России – "Ростех". Они представили нас представителям "Роснефти", потому что хотели усилить сеть продаж Pirelli в России. Мы начали переговоры об этом и в итоге начали реализацию шин Pirelli на заправках "Роснефти".
У нас уже есть проект с "Роснефтью" и третьим технологическим партнером в Находке, где строится крупный нефтеперерабатывающий завод ( «Роснефть» и итальянская Pirelli сообщили в четверг, что подписали с польской Synthos меморандум в отношении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, производства и поставки синтетического каучука в рамках нефтехимического кластера «Восточная нефтехимическая компания». - "Ведомости"). Мы объединим усилия в разработке новых компонентов, которые очень нужны для технологии, которую использует Pirelli. Это будет трехстороннее партнерство. Технологический партнер будет предоставлять свои компетенции в области работы со сложными синтетическими резиновыми смесями, которые являются ключевым продуктом для повышения производительности высокого класса шин. И Pirelli предоставит свои знания и возможность тестирования этих новых соединений вместе с "Роснефтью" и третьим партнером.
– Да, я доволен. Мы начали с дистрибуции, и сейчас у нас есть проект, который предполагает новое производство синтетического каучука в ближайшие 3-4 года. Завод "Роснефти" расположен вблизи границы с Китаем. В Китае мы также производим очень сложные компоненты, и сотрудничество в Находке в этом смысле будет полезным.
– Нет, так как эти санкции не действуют в Италии.
– Да. Даже учитывая, что экономическая обстановка была не очень благоприятной, мы получили прибыль. Мы планируем продолжить эту тенденцию в 2015 г. Мы начали заниматься экспортом шин, произведенных в России, и планируем сохранить объемы производства.
– Не только, также в другие европейские страны. Экспорт из России растет.
– Да, но я думаю, что для роста экспорта есть две причины. Девальвация рубля помогает с точки зрения прибыльности. Замедление производства автомобилей высвобождает продукцию, которую мы экспортируем в Европу.
– Около 70% наших продаж приходится на продажу шин «на замену» и примерно 30% ставятся на новые машины. Производство машин сокращается, поэтому на экспорт идет продукция, которую не покупают производители автомобилей.
– Всего мы продали 7 млн шин. В 2014 г. мы экспортировали 500 000 шин. В 2015 г. планируем увеличить этот показатель до 2 млн.
– Нет, не был. И, как я уже сказал, то, что не было поставлено предприятиям из-за замедления производства автомобилей, было отправлено на экспорт.
– Безусловно, повышение цен наблюдается во всех областях. Оно связано с девальвацией рубля и уровнем инфляции.
– Мы планируем сохранить уровень инвестиций и сохранить полную загрузку двух наших предприятий. Также мы планируем увеличить размер экспорта. Это необходимо сделать, чтобы компенсировать снижение спроса со стороны автомобильных производств.
– С китайскими компаниями у нас не будет никакого совместного производства в сфере шин для легковых машин. Шины этого типа были и останутся под брендом Pirelli. Компания Pirelli Consumer не будет связана с каким-либо китайским шинным брендом. Наш бренд — это Pirelli. Точка.
В грузовом бизнесе в России у нас будет бренд Pirelli и другие бренды – Amtel, Pirelli, Formula, они покрывают разные сегменты в России. Но Pirelli не будет производить или продавать продукцию китайских брендов.
Единственный китайский бренд, который присоединится к Pirelli, – это Aeolus, который относится к грузовому бизнесу.
– Они довольны результатами, которые они получают. Такого предложения они не делали. Обе наши компании заинтересованы в том, чтобы иметь долгосрочное партнерство.
Мы обсуждаем соглашения по технологиям. Мы анализируем, как мы можем сотрудничать с точки зрения производства.
– Календарь Pirelli – часть культурного наследства группы Pirelli. Безусловно, мы будем и дальше его издавать. Это та сфера, где мое мнение и мнение любого из наших акционеров сходятся на 100%. Со временем календарь меняется и эволюционирует, но каждый год это произведение искусства. Думаю, именно поэтому он вызывает всеобщее восхищение.