В Кремле рассмотрят вопрос о выделении транспортной составляющей из «Газпрома»

Вопрос о выделении из «Газпрома» транспортной составляющей намерена вынести на октябрьское заседание президентской комиссии по ТЭКу Федеральная антимонопольная служба, сообщает РБК со ссылкой на замруководителя службы Анатолия Голомолзина. Заседание будет посвящено перспективам развития газовой отрасли. В качестве докладчиков по теме заявлены руководитель ФАС Игорь Артемьев и президент «Роснефти» Игорь Сечин, ставший одним из инициаторов обсуждения. Еще в июле 2015 г. «Роснефть» внесла в Минэнерго свою версию Концепции развития внутреннего рынка газа с предложением к 2025 г. разделить «Газпром» на транспортную и добывающую компании. ФАС поддерживает выделение транспорта в расчете на прозрачные тарифы.

По словам Голомолзина, антимонопольщики надеются, что правительство наконец рассмотрит представленные службой правила недискриминационного доступа к газовой трубе. Он не исключил, что по итогам совещания проблема будет решаться на другом уровне. «Мы считаем, что, безусловно, транспортировка должна быть по учету внутри «Газпрома» выделена в дочернее зависимое общество с отдельным балансом. Тогда мы точно узнаем, сколько стоит добыча, сколько - транспортировка, и тогда всех этих непонятных цифр не будет», - заявил ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев.

«Газпром» с новыми правилами не согласен и блокирует обсуждение в правительстве. «Все разговоры о разделении «Газпрома» пока выглядят просто спорами, никаких шагов к этому нет. Транспортная составляющая уже выделена в отдельные дочерние структуры монополии, которые называются «трансгазы» и имеют свои бюджеты», - говорит собеседник агентства.

В Минэнерго от комментариев отказываются.

Как сообщали «Ведомости» в начале сентября со ссылкой на высокопоставленного федерального чиновника, в правительстве и администрации понимают, что экспортная монополия «Газпрома» в нынешнем виде сохраняться не может. Однако выделение газотранспортной системы в отдельную от «Газпрома» компанию сейчас нереалистичный вариант: «В этой системе все связано, реорганизацию сделать очень сложно. Пока это лишь фантазии Минэкономразвития». Доступ независимых производителей к транспортной инфраструктуре возможен при сохранении единого экспортного канала, например, за счет закупок у них газа «Газпромом» по экспортному нетбэку или по какой-то новой формуле. «Сейчас идея президента «Роснефти» Игоря Сечина о разделении «Газпрома» не рассматривается, хотя она здравая», – говорит другой высокопоставленный чиновник.