Гендиректор «Аэрофлота» назвал минимальный уровень цен авиабилетов для рынка

Кризис «Трансаэро» начался с того, что авиакомпания попросила дополнительных госгарантий, но не смогла получить одобрения заинтересованных ведомств и защитить в Министерстве экономического развития и Министерстве транспорта "чересчур оптимистичную" модель бизнеса, рассказал "Коммерсанту" гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев. По его информации, даже в момент начала кризиса компания планировала закупать новейшие дальнемагистральные суда. Он предположил, что менеджмент мог делать ставку на то, что кризис не случится, а на рынке будет только рост.

Савельев напомнил, что долг "Трансаэро" существовал "достаточно давно", в том числе и на растущем рынке, у компании был избыточный парк самолетов и кризис только обострил ситуацию. "На каком-то этапе возникает вопрос: соотношение долга и EBITDA у компании зашкаливает за определенные ковенанты, поэтому банк больше не может дать денег. Тогда компания начинает останавливаться", - объяснил он. По убеждению гендиректора "Аэрофлота", для дешевых билетов у компании должны быть основания, а на данный момент "ни у кого из игроков рынка таких оснований нет". "Минимальный уровень цен билетов для рынка - это цены лоукостера "Победа", поскольку компания экономит на всем. Если цена ниже этого уровня, значит, компания летает себе в убыток. Для компенсации недополученного дохода авиакомпания берет новые кредиты в банке, обещая вернуть деньги на растущем рынке", - добавил он.

Савельев рассказал, что первоначально комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова рассматривала три варианта: банкротство "Трансаэро", второй вариант - "кредиторы покупают "Трансаэро" и начинают летать", и вариант, когда "Аэрофлот" забирает 75% плюс 1 акция "Трансаэро" и интегрирует компанию в свою группу. Второй вариант, при котором банкам предстояло бы сформировать команду менеджеров и перезапустить авиакомпанию, Савельев назвал очень рискованным для низкомаржинального авиабизнеса. Третий вариант, как он подчеркнул, был предложен не "Аэрофлотом". Эта схема была признана наименее болезненной для всех, добавил он, правительство "предоставило нам всем шанс договориться и решить ситуацию с минимальными потерями".

"Аэрофлот" не мог взять на себя весь долг "Трансаэро" в 260 млрд руб., объяснил Савельев, это грозило бы банкротством уже "Аэрофлоту". По информации "Аэрофлота", ежедневное отрицательное сальдо "Трансаэро" составляло "примерно минус 300 млн руб.".

Сделка не состоялась в отведенный для этого 21 день, потому что стороны не договорились, рассказал Савельев. По его предположению, "все пребывали в иллюзиях - никто никуда не уйдет, а рано или поздно кого-то удастся "прогнуть". Он напомнил, что на 28 сентября акционер "Трансаэро", бывший председатель совета директоров компании Александр Плешаков собрал 44,7% акций. "Даже с учетом пакета, заложенного ВТБ, и других акций это не превышает 70%. Александр Плешаков должен был договориться с другими акционерами, но не стал этого делать", - заявил гендиректор "Аэрофлота". По его словам, не имея пакета 75% плюс 1 акция "Трансаэро" было бы очень сложно интегрировать в группу, так что совет директоров "Аэрофлота" решил не продлевать рассмотрение оферты.

Миноритарии "Аэрофлота" были "категорически против" сделки с "Трансаэро", добавил Савельев. По его словам, многие инвестфонды предупреждали, что в случае приобретения "Аэрофлотом" 75% плюс 1 акция и принятия долгов "Трансаэро" акции "Аэрофлота" могут подешеветь до 6 руб. (43,3 руб. на закрытии торгов в пятницу). "Но речь шла о решении правительства, и мы объясняли его позицию миноритариям", - добавил он.