«Северсталь» сообщила о снижении продаж стали на 6% из-за санкций

Запрет экспорта в ЕС вынудил компанию направить поставки на менее маржинальные рынки
Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи стали компании «Северсталь» снизились за первое полугодие на 6% в годовом выражении до 5 млн т из-за ограничений на экспорт и снижения спроса на внутреннем рынке, говорится в отчете «Северстали» за первое полугодие 2022 г.

По данным компании, производство стали за этот период снизилось на 7% в годовом выражении до 5,32 млн т из-за ремонта конвертера. Объемы производства чугуна не изменились по сравнению с первым полугодием 2021 г. и составили 5,3 млн т. Из-за его высоких продаж в США в I квартале продажи полуфабрикатов выросли на 12% год к году, отметили в компании.

Продажи коммерческого проката уменьшились на 9% из-за запрета ЕС на его импорт, а продажи продукции с высокой добавленной стоимостью сократились на 7% до 2,35 млн т - в основном из-за снижения продаж оцинкованного проката и метизов.

В отчете говорится, что продажи железной руды третьим сторонам за полгода сократились на 57% до 1 млн т из-за перераспределения продаж на Череповецкий металлургический комбинат, а продажи угля упали на 33% в годовом выражении, до 1,63 млн т.

2 июля США ввели санкции в отношении владельца «Северстали» Алексея Мордашова, его сыновей Никиты и Кирилла, а также жены Марины Мордашовой. В SDN List страны попали компании, связанные с бизнесменом и его семьей: «Северсталь», Nordgold и холдинговая компания «Севергрупп». Прекратить все операции с «Северсталью», согласно утвержденным ограничениям, необходимо до 31 августа 2022 г., а с Nordgold – до 1 июля.

Кроме того, «Северсталь» стала первой российской металлургической компанией, которая  пострадала от европейских санкций из–за проведения Россией специальной военной операции (СВО) на Украине. 28 февраля основной владелец компании Алексей Мордашов был включен в санкционные списки ЕС наряду с другими российскими бизнесменами, чиновниками и политиками. После этого потребители и трейдеры в ЕС стали отказываться от продукции «Северстали». На экспорт в ЕС у компании в прошлом году пришлось около 2,5 млн т продукции на $3,9 млрд, или около трети выручки. 

В 2021 г. выручка «Северстали» по МСФО выросла на 69% до $11,64 млрд, чистая прибыль – в четыре раза до $4,08 млрд, EBITDA – в 2,5 раза до $5,98 млрд («Ведомости» писали об этом 3 июня).

«После полного закрытия экспорта стали в страны ЕС нам пришлось переориентировать продажи на другие, менее маржинальные рынки, а также перестроить нашу цепочку закупок товарно-материальных ценностей для обеспечения работы предприятий», — приводит компания в отчете слова гендиректора Александра Шевелева.

В конце марта ЕС полностью запретил импорт из РФ стального проката, арматуры, сварных и бесшовных труб. В 2021 г. российские металлурги поставили в Европу 8,5 млн т стального проката на $7,36 млрд, следует из данных ФТС.

19 июля ММК Виктора Рашникова первым из крупных предприятий черной металлургии опубликовал результаты производственной деятельности за январь - июнь 2022 г. По данным компании, выпуск стали снизился во II квартале на 15% в годовом выражении до 2,9 млн т, а в первом полугодии — на 9,5% до 6 млн т. Продажи металлопродукции упали на 29% до 2,4 млн т во II квартале и на 15,7% — в первом полугодии. Снижение продаж ММК объяснил ограничениями из-за СВО и неблагоприятной конъюнктурой на внешних рынках.

Объемы производства НЛМК снизились с начала года примерно на 1 млн т по сравнению с заложенными ориентирами, говорил днем позднее председатель совета директоров и основной владелец группы Владимир Лисин. Кроме того, он указал на снижение активности на внутреннем рынке стали и низкую рентабельность экспортных поставок в Азию. 

В июне НЛМК прогнозировал, что по итогам 2022 г. российские предприятия черной металлургии могут снизить объемы производства к предыдущему году на 11 млн т, или на 15%, до 59,6 млн т («Ведомости» писали об этом 15 июня). 

Из отчета «Северстали» следует, что наибольшее снижение продаж произошло в сегменте продукции с высокой добавленной стоимостью, традиционно реализуемой компанией на внутреннем рынке, отмечает начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. «Многое будет зависеть от динамики спроса на российском рынке. Можно предположить, что из-за ожиданий отложенного спроса потребители не торопились с покупками, рассчитывая на дальнейшее снижение цен», — поясняет он. 

При этом Красноженов не исключает, что в III квартале цены на сталь должны подойти «к точке разворота» и тогда можно будет надеяться на некоторое увеличение спроса в Юго-Восточной Азии.

Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, напротив, полагает, что в ближайшее время «Северстали» и другим компаниям отрасли не стоит ожидать улучшения ситуации. «Стагнация глобальной экономики идет полным ходом и приводит к ослаблению спроса и снижению цен на сталь. В России ко всему прочему слабо растет спрос на прокат в строительстве и машиностроении», — уточняет он.

Подписывайтесь на «Ведомости» в Telegram и будьте в курсе главных новостей экономики и бизнеса.