Заказчик строительства АЭС в Финляндии подал иск к «Росатому» на 2 млрд евро

Без помощи России проект может превратиться в долгострой, предупреждают эксперты
Евгений Разумный / Ведомости

Финская компания Fennovoima, разорвавшая в мае контракт со структурой «Росатома» RAOS Project на строительство АЭС «Ханхикиви-1», подала к госкорпорации иск на общую сумму около 2 млрд евро. Об этом заявил исполнительный директор Fennovoima Йоахим Шпехт в интервью финской газете Helsingin Sanomat.

По словам Шпехта, в эту сумму входят в том числе возвращение авансового платежа в размере 800 млн евро и платежи по процентам на 200 млн евро. В Fennovoima также ожидают, что «Росатом» подаст встречный иск на аналогичную сумму.

В конце мая финская компания Fennovoima отозвала заявку на лицензию для строительства АЭС «Ханхикиви-1». До этого, в начале мая, Fennovoima объявила о расторжении контракта с входящей в госкорпорацию «Росатом» финской компанией RAOS Project по строительству АЭС «Ханхикиви-1». Fennovoima заявила, что в последние годы работы затягивались, а ситуацию усугубили боевые действия на Украине.

«Росатом» тогда заявил об «искреннем разочаровании» решением финской стороны, обратив внимание на то, что руководство Fennovoima сделало этот шаг «без детального обсуждения на уровне акционеров проекта». 34% проекта владеет RAOS Voima, которая на 100% принадлежит «Росатому».

В июне глава «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что госкомпания постарается вернуть себе средства после расторжения контракта.

«Конструкция [отказа] абсолютно уязвима юридически. Конструкция не выдерживает никакой критики с точки зрения управленческих решений, экономической целесообразности, абсолютно политизирована», – сказал он тогда в интервью РБК. Шанс вернуть средства по итогам судебного процесса Лихачев оценил как большой, так как у «Росатома» «большой опыт» подобной работы.

Одноблочную АЭС «Ханхикиви-1» с реактором ВВЭР-1200 российского дизайна поколения 3+ мощностью 1200 МВт планировалось построить на восточном берегу Ботнического залива на участке в муниципалитете Пюхяйоки. Стоимость проекта с участием «Росатома» оценивалась в 7-7,5 млрд евро. Ожидалось, что строительство начнется в 2023 г., а ввод станции в эксплуатацию произойдет в 2029 г.

Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт считает, что шансы доказать свою правоту у финской компании Fennovoima действительно есть. «Наличие существенных задержек в темпах строительства, читай — нарушения сроков исполнения обязательств, действительно может быть основанием для расторжения договора [c российской госкорпорацией]», — пояснил он.

Соглашение о разработке проекта между Fennovoima и «Русатом Оверсиз» («дочкой» «Росатома») было подписано в 2013 г., а заявка на строительство «Ханхикиви-1» в правительство Финляндии была подана в 2015 г. Но строительство тормозилось из-за затянувшейся процедуры получения разрешения со стороны финского регулятора — Центра радиационной и ядерной безопасности Финляндии (STUK), согласований, связанных с корректировкой проекта (изначально в качестве поставщиков оборудования рассматривались французская Areva и японская Toshiba), а также протестов местных экологов.

В апреле 2021 г. Fennovoima сообщала, что рассчитывает получить лицензию STUK на строительство объекта к лету 2022 г. В результате строительные работы, старт которых был изначально запланирован на в 2019—2020 гг., на площадке АЭС так и не начались.

Исход арбитражного спора, по словам Иккерта, во многом будет зависеть от содержания договора между «Росатомом» и Fennovoima, заключенного при согласовании проекта АЭС. «Во-первых, такое обстоятельство (срыв сроков выполнения работ. — “Ведомости”) должно быть этим же договором предусмотрено. Во-вторых, в нем же должно быть четко прописано, какое именно нарушение сроков признается достаточным для наступления негативных последствий в виде неустойки или расторжения», — добавляет юрист. Но если «Росатом» успел выполнить работы, закупить и поставить оборудование в рамках авансового платежа, о котором идет речь в иске (800 млн евро), то размер требований, по словам юриста, должен быть снижен. 

Руководитель практики «Коммунальное хозяйство, энергетика и управление недвижимостью» московской коллегии адвокатов «Арбат» Сергей Сергеев согласен с тем, что у обеих сторон есть шансы в суде. Он уверен, что подача иска со стороны «Росатома» — вопрос времени. «Важно знать условия контракта, какие в нем прописаны штрафные санкции, что стало официальной причиной расторжения и т. д.», — говорит он.

Ссылки на действия российских властей, которые звучали в заявлениях официальных лиц с финской стороны, по мнению Иккерта, в суде не будут иметь значения, поскольку РФ не является стороной договора. «В лучшем случае суд примет их к сведению», — полагает он.

При этом закончить проект без помощи России Хельсинки будет очень трудно. По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, в мире «практически нет компаний», готовых полностью без значительных задержек и роста стоимости работ возвести безопасные блоки атомной электростанции. «Американская Westinghouse — банкрот и после реорганизации не готова к крупным новым проектам, консорциум Areva (с 2018 г. Оrano. — “Ведомости”) и Siemens на 13 лет просрочил запуск реактора на 1600 МВт (речь идет о строительстве третьего блока АЭС “Олкилуото” в Финляндии, введен в 2022 г. — “Ведомости”), японские и южнокорейские атомщики также не располагают большим опытом успешного ввода проектов», — отмечает эксперт. 

Опыт достройки атомных энергоблоков, с которых ранее ушел генподрядчик, пока есть только у того же «Росатома». Госкорпорация в 2010 г. ввела в Иране первый блок АЭС «Бушер», сооружение которого было начато еще в 1975 г. немецкой Siemens и заброшено после исламской революции 1979 г. По контракту с иранцами «Росатому» пришлось интегрировать при достройке часть оборудования, оставленного немцами на площадке.

Финская сторона, по мнению Гришунина, также может попробовать договориться с китайскими компаниями. Но китайские партнеры, понимая уязвимость проекта из-за ухода «Росатома», будут «жестко продавливать свои условия», считает Гришунин. 

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин добавляет, что продолжить проект строительства АЭС российского дизайна сторонним подрядчиком практически нереально. Поэтому с высокой долей вероятности можно сказать, что его «похоронили», как в свое время АЭС «Белене» в Болгарии (проектная мощность 2 ГВт), считает он.

В феврале 2022 г. премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что страна окончательно отказывается от строительства этой атомной станции, которая должна была заменить старую АЭС «Козлодуй». Первый контракт на достройку станции, замороженной еще в 1990-х, был заключен структура «Росатома» еще в 2008 г., но проект так и не был реализован, а поставленное оборудование реактора на 1 ГВт болгары намерены поставить на АЭС «Козлодуй». В общей сложности Болгария потратила на проект 1,4 млрд левов ($935 млн).

Подписывайтесь на «Ведомости» в Telegram и будьте в курсе главных новостей экономики и бизнеса.