Как отказаться от рукопожатий во время эпидемии

Четыре совета, как это сделать, не обижая собеседника
Варвара Гранкова / Ведомости

Недавно я летала на конференцию в Кентукки. Я тщательно протерла салфеткой кресло в самолете и откидной столик, позаботилась и об антисептике для рук. А вот на следующий день на конференции у меня возникли сложности. Многие из тех, с кем я знакомилась, представившись, протягивали руку для приветствия. Поначалу, боясь кого-то обидеть, я несколько раз все-таки отвечала на их жест (и потом шла мыть руки). Но через некоторое время мне стало проще отказываться от рукопожатия – прямо или иногда более осторожно и незаметно. 

В ближайшие несколько недель и месяцев при новых знакомствах или при встрече с коллегами и клиентами всем придется как-то выходить из подобной неловкой ситуации. Вот несколько важных рекомендаций.

1. Смиритесь с тем, что будете чувствовать себя неловко. В большинстве случаев чисто символический жест приветствия может иметь большое значение. Если кто-то делает шаг вам навстречу, а вы не принимаете его предложение, вы нарушаете социальные нормы, поясняет Энди Молински, преподаватель бизнес-школы Брандейского университета. «Несоблюдение подобных профессиональных норм вызывает дискомфорт, потому что ваши действия противоречат сложившемуся порядку вещей и не вписываются в сценарий ожидаемого теплого приветствия», – поясняет он. Это уже само по себе отказ, что неприятно и рискованно. Никому не хотелось бы произвести негативное впечатление или показаться недружелюбным. Еще сложнее в культурах, где особенно сильно проявляется дистанция власти, где принято отвечать на форму приветствия более высокого по статусу лица. В результате при встрече вы можете мешкать – что выбрать, чтобы обоим собеседникам было комфортно: приветствие кулак о кулак? Соприкосновение локтями? Мысками ступней? Может, помахать рукой или кивнуть? И кто должен проявить инициативу?

2. Определите заранее, как удобнее действовать. Если вам предстоит совещание или знакомство с новыми людьми, подумайте, как вы будете себя держать. Так проще чувствовать себя уверенно, и, возможно, удастся избежать неловкости. На конференции я взяла за правило держать руку в кармане и с улыбкой говорить: «Думаю, рукопожатия сейчас лишнее». В такой подаче это уже не отказ, как можно было бы его трактовать, а общая необходимость считаться со сложившейся обстановкой. Я попробовала так сделать один раз, и после, с каждой новой встречей, мне это давалось все легче.

Мэгги Стиг, главный координатор компании The Ariel Group, предлагающей тренинги по развитию лидерских компетенций и харизмы, поделилась своими наблюдениями по опыту проведения мастер-классов в ОАЭ для местных и зарубежных слушателей. В программе предусмотрено упражнение по рукопожатиям. «Мы обратили внимание, как эмиратские женщины дают знать окружающим, что они не пожимают руки, – вспоминает она. – Лучший способ – просто прижать правую ладонь к груди (как при принесении присяги). И не приходится ничего объяснять».

Молински добавил, что кто-то предпочитает говорить «здравствуйте», не слишком приближаясь к собеседнику, и после легкого приветственного взмаха рукой опускать ладонь в карман. Он сам попробовал этот прием несколько раз и считает, что это действительно способ «невербально предложить пропустить привычный ритуал».

3. Относитесь к неловким ситуациям с юмором. Раз уж не получается следовать нормам, постарайтесь не относиться к этому слишком серьезно. Во время обратного рейса после конференции мы вместе с соседом по креслу в самолете одновременно потянулись за антибактериальными салфетками и столкнулись локтями. «Да, теперь так принято», – сказал он, и мы оба рассмеялись. Надо избегать шуток, неприятных для окружающих, но если это добродушный и объединяющий юмор, нет лучше способа обозначить, что сегодня нам приходится вести себя по-другому.

4. Никого не осуждайте. Учитывая обстоятельства, не нужно непременно извиняться за неготовность ответить на рукопожатие, но, если хочется, можно что-то сказать. Неловкость возникает еще и потому, что отказ от рукопожатия может нести некий критический или оценочный посыл (например: «Я в отличие от некоторых о себе забочусь» или «Неужели нужно до такой степени бояться микробов?»). Вместо того чтобы оценивать свое поведение и сравнивать его с действиями окружающих, нужно отдавать себе отчет, что мы все сталкиваемся с риском и неопределенностью и относимся к ним по-разному, говорит Молински. Одних не пугает рукопожатие, другие предпочитают соприкосновение локтями, кто-то постарается избегать любых контактов. И, наверное, у всех есть свои причины, по которым они действуют так или иначе, и вам они неизвестны или их знать необязательно. Они могут быть связаны с проблемами со здоровьем или с особенностями культуры. Молински советует в такие моменты напоминать себе, что не следует никого осуждать, ведь люди могут быть совершенно разными.

Не оценивать и не беспокоиться, что о вас подумают другие, полезно всегда, а особенно при повышенном стрессе и тревожности. Поступайте так, чтобы вам было спокойнее, и надейтесь на понимание окружающих. В конце концов, все сегодня поставлены в одни и те же условия.

Об авторе: Эми Галло – редактор Harvard Business Review

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь.